Подчеркивание орфограмм - это та тема, которая тянется из 1-2 класса до самого 11-го, и если уяснить для себя принципы подчеркивания в начальных классах, то гораздо легче ребенку будет учиться в старших классах. Все правила русского языка изучаются в начальной школе, далее идет лишь наработка опыта их применения.

Орфограммы - это буквы в слабой позиции. Что это значит? Это те места в слове и предложении, где кто-то может сделать ошибку вопреки правилам или словарю. Но даже если ребенок разобрался, что такое орфограмма, всегда встает вопрос как ее подчеркнуть.

Общепринято подчеркивание орфограмм одной черточкой, а опознавательных признаков орфограмм - двумя.

Список обязательных орфограмм первого класса

  • Большая буква в начале предложения.
  • Имена собственные.
  • Сочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ.
  • Мягкий знак – показатель мягкости.
  • Разделительный мягкий знак*.
  • Сочетания ЧК-ЧН.
  • Проверяемые безударные гласные в корне слова.
  • Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова).
  • Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце слова.
  • Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова.*
  • Имена собственные.
  • Предлоги.

* Разделительный мягкий знак проходится не во всех программах первого класса.

* Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова проходятся не во всех программах первого класса.

Пример диктанта с разбором и подчеркиванием орфограмм

Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)

Образец устного разбора

М ы - пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

С – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.

М ашей - пишем с большой буквы. Орфограмма – имя собственное пишется с большой буквы.

Идём – орфограмм нет.

Гулять – орфограмма - мягкий знак показатель мягкости.

В – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.

Ч а щу – ча пишем с А. Орфограмма - сочетания ча-ща пишутся с буквой А. Ч подчеркиваем 2 черточками, А одной

Чащ у – щу пишем с У. Орфограмма - сочетания чу-щу пишутся с буквой У. Щ подчеркиваем 2 черточками, У одной.

Ц ветут - пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Цве ту́т – орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ЦВÉ Т. (Обязательно ставим ударение, чтобы показать, что гласная безударная).

Ландыш и – ши пишем с И. Орфограмма - сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ш подчеркиваем 2 черточками, И одной чертой.

. – В конце предложения ставится точка.

В от – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Бы́стро – словарное слово. Пишется БЫСТРО. В конце О. Ударение на звук Ы.

Бе жи́т – орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово БЕ Г.

Беж и т - жи пишем с И. Орфограмма - сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ж подчеркиваем двумя, И одной.

Ко лю́чий – орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово УКÓ Л.

Ёж – орфограмма - парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово ЁЖ И К.

. – В конце предложения ставится точка.

П ищат – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Пи щáт - орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово пи ск.

Пищ а т - ща пишем с А. Орфограмма - сочетания ча-ща пишутся с буквой А.

Пуш и стые - ши пишем с И. Орфограмма - сочетания жи-ши пишутся с буквой И.

Мыш ки - орфограмма парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово мы́ш и .

. – В конце предложения ставится точка.

П тички - пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Птичк и – орфограмма – сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака. ЧК подчеркивается двумя чертами.

В ь ю т – орфограмма – разделительный мягкий знак.

Гнёзда – орфограмм нет.

. – В конце предложения ставится точка.

Выделяем орфограммы

1. Заглавные буквы, знаки препинания, ь показатель мягкости нужно подчеркнуть одной чертой.

2. Подчеркиваем буквы, где можно ошибиться, в словарных словах и ставим ударение.

3. Подчеркиваем сочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши. Согласную в этих буквосочетаниях - двумя чертами, гласную одной.

4. Подчеркиваем сочетания чк-чн двумя чертами.

5. Подчеркиваем безударные проверяемые гласные одной чертой и ставим ударение. В проверочном слове гласную, на которую падает ударение, подчеркнем двумя чертами.

ло ви́л - улó в

6. Подчеркиваем проверяемые парные согласные одной чертой. В проверочном слове эту согласную подчеркиваем тоже одной чертой, а гласную за ней - двумя.*

дуб - дуб ы , лож ка - лож е к

7. Подчеркиваем непроизносимые согласные в корне слов одной чертой. В проверочном слове ту же согласную нужно подчеркнуть тоже 1 чертой, а следующую за ней букву - двумя. Если непроизносимой согласной нет - подчеркиваем подозрительное буквосочетание одной чертой, а в проверочном слове - первую букву буквосочетания одной, а вторую за ней - двумя чертами.*

мест ный - мест о , опасн ый - опас е н

8. Разделительный мягкий знак или твердый знак нужно подчеркнуть одной чертой, а буквы, которые он разделяет - двумя.

9. Удвоенную согласную подчеркиваем одной чертой.

*некоторые учителя требуют в проверочном слове проверяемую согласную подчеркивать двумя, а гласную за ней - одной чертой.

Памятка Орфограммы корня 2 класс

орфограммой.

Орфограмма «Проверяемая

безударная гласная.

А-О, Е-И-Я .

гласная стала ударной ,

например, ст о лы –ст о л, гл а за –гл а з, л е сник –л е с.

В русском письме есть такие случаи, когда неясно, какое написание является правильным. Выбрать правильное написание можно, только опираясь на правило. Такое написание в слове называется орфограммой.

Орфограмма «Проверяемая

безударная гласная в корне слова».

Гласная, на которую не падает ударение, называется безударная гласная.

Проверять следует написание безударных гласных:

А-О, Е-И-Я .

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтобы гласная стала ударной ,

например, ст о лы –ст о л, гл а за –гл а з, л е сник –л е с.

Орфограмма «Непроверяемая

безударная гласная».

(Словарные слова)

например: к а пу́ста, с а поги́, с о ба́ка и др

Орфограмма «Непроверяемая

безударная гласная».

(Словарные слова)

Есть и такие слова, в которых гласные в корне проверить нельзя, например: к а пу́ста, с а поги́, с о ба́ка и др . Написание таких слов надо запомнить, а в случае сомнения обращаться к орфографическому словарю.

Орфограмма «Парные

звонкие и глухие согласные».

чтобы

Например, пру д – пру д ы, у з кий – у з ок

Орфограмма «Парные

звонкие и глухие согласные».

Проверять следует написание парных по звонкости-глухости согласных: Б-П, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С, В-Ф.

Чтобы проверить написание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова перед согласными, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после этого согласного следовал гласный или звонкий согласный.

Например, пру д – пру д ы, у з кий – у з ок

Чтобы проверить написание непроизносимых согласных произносится отчётливо

Например, чес т ный чес т ен, чес т ь.

Например: чуде сн ый – чуде са , опа сн ый – опа са ться, ужа сн ый – ужа сен.

ЗАПОМНИ! Ужа сн ый, опа сн ый, чуде сн ый, прекра сн ый, вку сн ый, интере сн ый, пару сн ый, я сн ый, напрасный, небе сн ый, гла сн ый ПИШУТ БЕЗ Т.

Орфограмма «Непроизносимые согласные».

Чтобы проверить написание непроизносимых согласных следует подобрать однокоренное слово, в котором непроизносимый согласный звук произносится отчётливо (перед гласным и на конце слова).

Например, чес т ный чес т ен, чес т ь.

Если при проверке проверяемой буквы не оказывается, то эта буква в слово не вставляется.

Например: чуде сн ый – чуде са , опа сн ый – опа са ться, ужа сн ый – ужа сен.

ЗАПОМНИ! Ужа сн ый, опа сн ый, чуде сн ый, прекра сн ый, вку сн ый, интере сн ый, пару сн ый, я сн ый, напрасный, небе сн ый, гла сн ый ПИШУТ БЕЗ Т.

Технологическая карта урока русского языка,
разработана учителем начальных классов МБОУ СОШ №108 г.о.Самара
Полетаевой Тамарой Викторовной.
Класс: 2 класс
УМК: ОС «Школа 2100»
Тема раздела: «Повторение»
Тип урока: урок обобщение и систематизация изученных орфограмм
Тема урока: Повторение и классификация изученных орфограмм
Цель: совершенствование умений находить, классифицировать изученные орфограммы, графически их объяснять, группировать слова с одинаковыми орфограммами, «расшифровывать» схемы орфограмм.
образовательная: создать условия для развития умения проверять написание изученных орфограмм, овладение способами проверки. развивающие: отработать алгоритм проверки орфограмм в словах. воспитательные: создать условия для культуры общения, интереса к уроку русского языка деятельностная: способствовать развитию орфографической зоркости.
Задачи: обучающие: сформировать способность находить, классифицировать изученные орфограммы, графически их объяснять, группировать слова с одинаковыми орфограммами, «расшифровывать» схемы орфограмм. развивающие: развивать речь, память, логическое мышление, способность наблюдать, делать выводы. воспитательные: воспитывать способность следовать нормам поведения.
Формы работы учащихся фронтальная, самостоятельная, индивидуальная

Организация образовательного пространства Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, программа Microsoft Power Point, экран, учебное пособие: «Школа 2100» автор Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина
Планируемые результаты
Предметные Базовый: находить, классифицировать изученные орфограммы
Метапредметные регулятивные: Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать свое предположение на основе работы материала учебника. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Осуществлять познавательную и личностную рефлексию познавательные: Работать с информацией: производить отбор материала, его анализ и выявлять смысловые зависимости коммуникативные:Развиваем умение слушать и понимать других. Строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. Умение работать в паре.
Личностные: Развиваем умения выказывать своё мнение, выражать свои эмоции;
Предметные результаты обучения:

Умение писать слова с изученной орфограммой, самостоятельно находить согласные буквы на конце слов; которые нужно проверять; знать и уметь находить словарные слова

Универсальные учебные действия:
- Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства ее осуществления.

Подбирать проверочные слова, контролировать правильность. (Докажи, что это слово является проверочным.)
Наблюдать за написанием и произношением слов с безударным гласным звуком в корне

Этапы урока
Действия учителя
Действия ученика
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».

1. Проверка домашнего задания.
– Что надо было сделать в домашнем упр. 255 (Учебник).
– Какие предложения у вас получились.
– Докажите, что получился текст.
– Какое название вы дали тексту? Почему?

2. Словарная работа.
а)Игра «Разведчик – учитель»
– Разшифруйте слова (на доске транскрипция слов):
[й’анвар’],[ апр’эл’],[ий’ун’], [с’нт’абр’].
-Что означает сочетание букв[й’а]?
-Что означает сочетание букв[р’], [л’], [н’], [с’]?
Почему эти месяцы расположены именно в этом порядке?
Взаимопроверка (дети меняются тетрадями)
(Слайд №1.)
б) Творческая работа.
- Составить и записать предложение с одним из словарных слов. (Выслушиваются все варианты, но записывают самый интересный)
- Выделите грамматическую основу в предложении.

Организовывают своё рабочее место, настраиваются на работу.

Часто произношение не совпадает с написанием.
Написание этих слов нужно запомнить.
Безударная гласная непроверяемая ударением.
Работа в паре (взаимопроверка)

Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Прочитайте слова. Какую букву надо вставить:
Ду_, з_мля, ч_до, ж_знь, стол_, м_сты.
-Как называется место в слове, когда на слух нельзя выбрать букву для обозначения звука?
-Распределить слова по орфограммам
-Назовите известные вам орфограммы.
– Сформулируйте тему урока повторения. («Повторение орфограмм. Классификация орфограмм».)
– Давайте составим план урока.
Учитель вместе с детьми составляет план урока.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
(Слайд №2)
Фронтальная работа

Будем учиться писать слова с изученными орфограммами, подбирать проверочные слова.
Планировали свою деятельность.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Физминутка
1. Видеоролик с физминуткой
2. Физорги демонстрируют упражнения
Дети выполняют танцевальные движения.
1. Оценивать важность здорового образа жизни,
2. Снятие усталости

Проверка понимания нового материала

1. 1 вариант
На доске показаны орфограммы(схемы).
- Распределите слова по схемам (в тетрадях): Москва, лиса, соловьи, Днепр, отъехал, семья, подъезд, чучело, звонок, варенье, река, чулан.
(Слайд №3)
2 вариант. (Тест.Система контроля и мониторинга качества знаний PROClass)
- Ск. букв в русском языке?
-Какие буквы звуков не обозначают?
-Ск. букв гласных?
-Какие буквы гласных, которые обозначают мягкость предшествующих согласных звуков?
-Назовите тебуквы гласных, которые могут обозначать два звука?
-Какая орфограмма объединяет все эти слова: друзья, семья, колье.
- Какая орфограмма объединяет все эти слова: чулок, жизнь, чайник.
- Какая орфограмма объединяет все эти слова: хлеб, зуб, лев.
- Какая орфограмма объединяет все эти слова: ручка, мощный, вечный.
- Какая орфограмма объединяет все эти слова: съел, объявление, подъезд.

Задание для индивидуальной работы, направленное на повторение изученных орфограмм

Задания с выбором, в которых учащиеся выбирают правильный ответ из данного набора ответов;

Обсуждение результатов тестирования.

Коммуникативные УУД


4. Умение работать в паре.

Личностные результаты


3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Развитие умений – применение знания.
3. Работа по учебнику (дополнительно)
а) Упр. 266(дидактический материал) – Списать. Раскрыть скобки, вставить пропущенные слова. Где нужно, записать рядом в скобках проверочные слова.
(Слайды №5,6)

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

Оцените свою работу:
А -
В -
С -

Письменная работа в тетрадях.
Работа над отработкой алгоритма проверки орфограмм в словах.

Взаимопроверка.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.

Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё мнение, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Итог урока.

– Какие орфограммы повторили на уроке?
– Какие из них вам кажутся самыми простыми? А самыми сложными?
(Система контроля и мониторинга качества знаний PROClass)
Оцените свою работу:
А– У меня все сегодня получилось.
В – Получилось, но я испытал затруднения
С – Мне было очень трудно

Домашнее задание.

Отработать изученные орфограммы:
Упр. 257 (Учебник «Русский язык»).

Работа над изученными орфограммами по русскому языку во 2а классе

1) Распределить читаемые родителем слова на 2 группы, записывая каждую с красной строки, приписывая рядом проверочные слова и обозначая орфограммы: а) с буквой Е или буквой И, обозначающими безударные гласные звуки: сидеть, верхушка, деревья, лежать, семена, занести, лететь, синеть, увидать, зеленеть, цветы, шмели ;
б) с буквой А или буквой О, обозначающими безударные гласные звуки: помогать, коты, хвосты, ходить, варить, махать, носить, плоды, далеко .
2) Записать предложения, найти и проверить буквы безударных гласных звуков.
Мама полоскала белье на реке. Девочка поласкала кошку. Дедушка к старости совсем поседел. Бабушка устала и посидела на скамейке в парке .

2. Задания на отработку написания букв парных по звонкости-глухости согласных звуков.
1) Выписать из предложений слова с нужной орфограммой, подобрать проверочные слова.
Береги нос в большой мороз. У подружки под подушкой пирожки и ватрушки.
2) Образовать слова по образцу (шу б а - шу б ка) от таких слов : рыба, тетрадь, береза, шляпа, слеза, трава, губа, голова, репа, ягода .
3. Задания на отработку написания буквосочетаний с шипящими согласными, выделяя орфограммы.
1) Записать слова под диктовку: пушистый, животное, живот, одуванчик, паучки, оживать, листочки, душистый, счастливый .
2) Распределить слова в две группы: с мягким знаком - без мягкого знака: маленький, солнечный, пшеничный, мощный, сельский, точка, полька .
4. Задание на отработку навыка написания слов с непроизносимыми согласными.
К данным словам подобрать слова-родственники с непроизносимыми согласными по образцу (радос т ь - радос т ный) . Записать слова парами.
Место, звезда, грусть, ненастье, счастье.
5. Задание на отработку навыка употребления разделительного мягкого знака.
Записать слова в два столбика: с мягким знаком - показателем мягкости, с разделительным мягким знаком . Большой, роль, осенью, маленький, деревья, скользит, друзья, польет. .
Вставь, где это необходимо, пропущенные буквы, в скобках укажи проверочные слова.
Т_жело с тем друж_ть, кто не хочет чес_но жить. Мален_кие птички прил_тели в корму_ки. Ноч_ю был сил_ный моро_.
Со_нце, воздух и в_да пом_гают нам всегда. В к_нце ос_ни землю зан_сло сне_ком.. Над скамейками в ал_ее л_тали синич_ки

Век без ош(ы,и)бки не прож(ы,и)ть. Сам погибай, а товарищ(а,я) выруч(а,я)й. Волки рыщ(у,ю)т, добыч(у,ю) ищ(у,ю)т.

1 0 . Вставь пропущенные буквы. Выдели и докажи орфограмму.

У ко…ки () Мурки мя…кие() ла…ки () и острые зу…ки (). Лоша…кА () беж…т по у…кой ()доро…ке ().

11. Вставь, где надо, Ь.

Улич…ный, пузыр…ки, Жанноч…ка, скуч…ный, ёл…ки, сил…ный, оч…ки.

12. Напиши слова во множественном числе.

Чиж - _______________

Этаж -_______________

Алёша - _____________

Малыш-_____________

13 . Обведи в кружок нужную букву .

Век без ош(ы,и)бки не прож(ы,и)ть. Сам погибай, а К Ване пришёл поиграть дру(г,к) Оле(г,к) . У Олега тан(г,к). А у Вани кама(з,с). После игры мальчики пошли есть пиро(г,к) и пить со(г,к).

Волки рыщ(у,ю)т, добыч(у,ю) ищ(у,ю)т.

14. Запиши цифрами рядом со словом количество букв и звуков..

Клюнуть - ______б.,______зв.

ожерелье -_______б.,________зв.

южный - _______б.,______зв.

армия-______б.,_______ зв.

15. Придумай и запиши имена собственные:

Город _____________, собака ___________, попугай _____________, улица _____________, река______________.

16. Вставь пропущенные буквы.

Холо… сковал землю. Под ногами хрустит сне…. Моро… щиплет щёки и но… .



















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

  • закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых парных согласных и безударных гласных; гласных после шипящих; написании слов с мягким знаком;
  • активизировать
  • познавательную деятельность через игру-сказку,
  • пробуждать
  • интерес к языку, используя занимательные задания.

Оборудование: презентация (Приложение 1) , индивидуальные рабочие листы, тесты.

Ход урока

I. Организационный момент.

Быстренько проверь, дружок,
– Ты готов начать урок?
– Все ль на месте,
– Все ль в порядке,
– Ручка, книжка и тетрадки?
– Все ли правильно сидят?
– Все ль внимательно глядят?
– Каждый хочет получать
– Только лишь оценку “пять”!

II. Сообщение темы урока.

Слайд 2. Сегодня у нас урок закрепления изученных орфограмм. А какие узелки-правила девочки Орфографии нам понадобятся, вы определите по ходу урока. Чтобы повторение было не скучным, проведем урок в форме сказки.

III. Каллиграфическая минутка:

Подготовим пальчики к письму.

Раз, два, три, четыре, пять – пальцы вышли погулять.
Этот пальчик – самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик – самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик – безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал.
Раз, два, три, четыре, пять – пальцы начали писать.

Пропишите элементы у себя на листочках. Приложение 2.

Пока вы писали, волна нашептала сказку:

Слайд 3. “В то давнее время, когда мир был наполнен лешими, ведьмами и русалками, когда реки текли молочные с кисельными берегами,

Слайд 4. в то время в своем замке жил-был царь по имени Горох с царицей Анастасией Прекрасной и сыном Иваном-царевичем.
Слайд 4 . Вдруг стряслась беда немалая – утащил царицу Кощей Бессмертный. Приходит к царю Иван– царевич и говорит:

Иван-царевич пустился в чужедальнюю сторонку, а GPS навигатор, указывает куда идти.
Пойдем, и мы за Иваном-царевичем.

IV. Словарная работа: Слайд 5.

Идет Иван-царевич время попусту не тратит, вспоминает отцову грамоту, словарные слова, да мудрость народную, чтоб лицом в грязь не ударить в чужих краях. Вот и мы вслед за Иваном-царевичем запишем слова словарные. Идет Иван-царевич и думает главное не быть:

Слайд 6. – Трусливым как …… (заяц).
Слайд 7. – Неуклюжим как ….. (медведь).
Слайд 8. – Не трещать как ….. (сорока).
Слайд 9. – Не быть любопытным как …. (ворона).
Слайд10. – Думать о том, что говоришь ведь “Слово не …(воробей), – вылетит не поймаешь”.
Слайд 11. – Тогда в чужих краях не будешь чувствовать себя как не в своей …(тарелке).
Слайд 12. – В пути с тем кого встретишь, надо быть приветливым и уметь находить общий …. (язык).
Слайд 13. – Цель своего пути надо видеть очень ясно, отчетливо как на …. (ладони).
Слайд 14. – А если что-то не выходит с первого раза, то ведь и “….(Москва) не сразу строилась”.
Слайд 15. – Но если взялся за дело, надо выполнить его, а по результату работы будут судить и о тебе. Недаром говорят: “Каков мастер – такова и … (работа)”.
Слайд 16. Шел-шел Иван-царевич и оказался у Синего моря. Не показывает дорогу дальше GPS навигатор. Остановился он на берегу и думает:

V. Проверяемая безударная гласная в корне.

Слайд 16. Потемнело Синее море, и приплыла к нему Русалка и промолвила:

Слайд 17. И появился Змей Горыныч трехглавый с грамотами царя морского, но не испугался Иван-царевич, а принялся выполнять задания сложные.

Ребята, давайте поможем Ивану-царевичу:

Слайд 18. 1 столбик выполняем устно всем классом.

Слайд 19. – 2–3 столбик выполняют по вариантам самостоятельно.

Слайд 20. Самопроверка.

Молодцы! Каким правилом мы воспользовались, чтобы выполнить это задание?

(Если буква гласная вызвала сомнение,
ты ее немедленно ставь под ударение).

VI. Гласные после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу).

Справился он с заданием. Заработал GPS навигатор.

Слайд 21. Налетел ветер свирепый,

Слайд 22. и оказался Иван-царевич в лесу дремучем. Лес заколдован. Ни пути, ни дороги из леса нет. На высокой ели сидит Ворон-Воронович:

Помогите расколдовать лес.

Слайд 23. Подберите к данным существительным подходящие по смыслу имена прилагательные.

Фронтальная проверка

УЗКАЯ ТРОПИНКА
ОТВРАТИТЕЛЬНАЯ ПОГОДА
МЕРТВАЯ ВОДА
РЕДКИЙ ЛЕСОК
ПЛОХОЙ ДЕНЕК

Запишите данные словосочетания в тетрадь, заменяя прилагательные противоположными по смыслу (антонимами).

Проверка:

рокая тропинка
чу десная погода
жи вая вода
ча стый лесок
хороши й денек

– Какие орфограммы встретились в словах, которые вы записали? “Гласные после шипящих”.

Слайд 24. Посветлел лес.

VII. Физкультминутка.

Слайд 26. А под ним неразлучные друзья: Мартышка, Удав, Слоненок и Попугай. Отдохнем вместе с ними под музыку “Зарядка для хвоста”. Повторяйте движения за веселыми человечками.

(Включить музыку “Зарядка для хвоста”.)

VIII. Работа над парными согласными.

– А избушки то не простые. Посмотрите, что за буквы на них написаны (парные согласные). О каком правиле они нам напоминают?

Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг,
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!

– Найдем избушку Бабы-Яги, выполнив задание.

Слайд 27. – Прочитайте цепочки слов. Какое лишнее слово должно остаться в избушке и почему?

Слайд 27. Овра(г-к), бере (г-к), пиро(г-к), зву(г-к). (Фронтальная работа.)

Лишнюю букву зачеркните. В каждой строчке найдите лишнее слово и обведите его.

Мину(д-т)ка, моне(д-т)ка, гря(д-т)ка, конфе(д-т)ка. (д-т)
Оши(б-п)ка, гри(б-п)ки, тру(б-п)ка, ша(б-п)ка. (б-п)
Тра(в-ф)ка, сли(в-ф)ки, ло(в-ф)вий, шка(в-ф) (в-ф)
Сала(з-с)ки, бере(з-с)ка, раскра(з-с)ка, ука(з-с)ка. (з-с)

Слайд 27. Проверка.

– Посмотрите, какие парные согласные у нас встретились?
– Какой пары не хватает? (ж-ш)

Слайд 28. Значит, в этой избушке и живет Баба-Яга. Вышла Яга и говорит

Ты откуда, изверг, взялся?
Как в мой регион пробрался?

А Иван-царевич отвечает:

Ты, старуха, не шуми,
А сначала накорми.
Наливай послаще чай,
А потом и поспрошай.

Ворон-Воронович, велел передать тебе диск компьютерный, и сказал, что ты поможешь мне отыскать мою матушку.

Ну что ж, говорит Баба-Яга.

– Посмотрите на мои владения и назовите слова, в которых есть проверяемые парные согласные ж-ш (избушка, ножках, бабушка, сыроежка, дорожка).

– Как вы думаете, есть ли на самом деле избушка на курьих ножках?

Слайд 29. В старину деревянные домики в топких, сырых местах ставили на пеньки с обрубленными корнями. Конечно, богатый, просторный дом на такие ножки не поставишь.

Слайд 29. Вот и стало это выражение синонимом ветхой, кривобокой избушки, в которой действительно может жить только Баба-Яга.

IX. Работа с текстом/

Слайд 30. Делать нечего, отправился Иван-царевич к Лешему. Долго ли, коротко ли сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Слайд 30. Вдруг, как из-под земли появился Леший.

Какое? Узнаете, выполнив следующее задание:

Слайд 31. Прочитайте предложения.

Учитель. О ком идет речь?

– Можно ли эти предложения назвать текстом?
– Что такое текст? (Текст это 2 или более предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. )
– Озаглавьте текст. (Белочка. Белочка в зимнем лесу.)
– Отредактируйте текст.

Слайд 32. – Какое слово часто повторяется в тексте? (Зверек. )

– Определите род у слова – зверек. (м. р.)
– Какими словами мужского рода можно заменить слово зверек (вместо часто повторяющегося слова зверек употребляют слова бельчонок, он ).

Слайд 33–34. – Замените во 2 предложении слово зверек, так, чтобы стало ясно о каком зверьке идет речь (бельчонок).

Слайд 35. – Замените в 5 предложении слово зверек (бельчонок).

Слайд 36. – В 7 предложении на какое слово заменим слово зверек (он).

X. Выяснение лексического значения слова.

Учитель. Лексическое значение, какого слова вам непонятно?

Слайд 37. (Гайно ) (Закрыть экран.)

Нет у Ивана-царевича ни словаря, ни книги волшебной. Что же делать? Вспомнил Иван про компьютер, на котором работала Баба-Яга. Отправился к ней.

– А пока Ива-царевич спешит по заветной тропинке к Яге, вы вставьте пропущенные буквы в словах текста.
– Какие орфограммы встретились в 5 и 6 предложениях. (ь – показатель мягкости, ь – разделительный).

Слайд 38. В мгновение ока оказался он у избушки на курьих ножках.

Слайд 39. Откроем и мы электронную энциклопедию.

Слайд 39. Гнездо белок (гайно) шарообразной формы, с боковым входом, сделано из мелких веток.

Слайд 40. Обрадовались они своей разгадке.

Слайд 40. Вдруг откуда ни возьмись, появился Леший. “Ты справился с этим заданием, но в тексте есть еще фактическая ошибка, найди ее”.

Слайд 41. – О каком времени года идет речь в тексте?

– Какое предложение дает нам это понять? (Вдруг снежный ком упал с дерева. )

Слайд 42. Правильно употребить в этом тексте серая белочка.

Слайд 43. Слайд 43.

Составление устного рассказа.

Слайд 44. Подошли они к замку Кощея,

Слайд 45. нашли дерево с сундуками,

Слайд 46. только Белочка взобралась на дерево как, небо потемнело, и раздался страшный голос:

Слайд 46.

Слайд 47. Составьте из данных слов рассказ, а Царевна белочка поможет его оживить.

Примерный текст:
Пришла весна. Солнце греет весь день. Побежали ручьи. На речках пошел лед. На деревьях набухли почки. Издалека в родные края прилетают перелетные птицы. Все рады весне!
(Видеофрагмент “Наступление весны”.)

После успешного выполнения задания:

XII. Выполнение теста. Приложение 3.

Слайд 48. Ярко засветило солнце, запели птицы, расцвели цветы, и появилась Анастасия Прекрасная. Обрадовался Иван-царевич, обнялся со своей матушкой. Слайд 49. Сдержал свое слово Кощей Бессмертный. Счастливые отправились они в свое царство, а нам Кощей велел выполнить тест, чтобы в дороге с нашими героями больше ничего худого не случилось.

(Во время выполнения теста звучит спокойная музыка.)

XII. Итог урока:

Слайд 50. – Расскажите, какие правила девочки Орфографии помогли нам и Ивану-царевичу справиться с заданиями?

– Что понравилось?
– Что получилось?
– Что было трудно?

Отметьте на своих листах, результаты своей работы.

Слайд 51. Урок окончен. Спасибо за работу!