Окружающий мир воспринимается человеком через его психику, которая образует индивидуальное сознание. Оно включает в себя совокупность всех знаний индивидуума об окружающей его действительности. Формируется оно благодаря процессу познавания мира через его восприятие с помощью 5 органов чувств.

Получая информацию извне, человеческий мозг ее запоминает и впоследствии использует для воссоздания картины мира. Происходит это, когда индивидуум, опираясь на полученную информацию, использует мышление, память или воображение.

Понятие сознания

С помощью не только противопоставляет свое «я» тому, что его окружает, но и способен с помощью памяти восстанавливать картины прошлого, а воображение помогает ему создавать то, чего еще нет в его жизни. Мышление при этом способствует решать задачи, которые ставит перед индивидуумом реальность на основе знаний, полученных при ее восприятии. Если любой из этих элементов сознания будет нарушен, психика получит серьезную травму.

Таким образом, индивидуальное сознание является высшей степенью психического восприятия человеком окружающей его действительности, при котором формируется его субъективная картинка мира.

Всегда противопоставляется материи. В древности так называли субстанцию, способную творить реальность. Впервые это понятие в таком понимании ввел в своих трактатах Платон, а затем оно легло в основу христианской религии и философии средневековья.

Сознание и материя

Материалисты сузили до свойства сущности, которая не может существовать вне человеческого тела, тем самым выдвинув на первое место материю. Их теория о том, что индивидуальное сознание - это материя, порожденная исключительно человеческим мозгом, не имеет под собой оснований. Видно это в противоположности их качеств. Сознание не обладает ни вкусом, ни цветом, ни запахом, его нельзя осязать или придать какую-либо форму.

Но и принимать теорию идеалистов о том, что сознание - это самостоятельная субстанция, по отношению к человеку нельзя. Это опровергают химические и физические процессы, которые возникают в мозге при восприятии индивидуумом окружающей действительности.

Таким образом, ученые пришли к выводу, что сознание - это высшая форма психики, отображающая бытие, которая имеет возможность воздействовать и преобразовывать реальность.

Составляющие сознания

Описывая его структуру, следует учитывать, что оно двумерно:

  1. С одной стороны, оно заключает все всю собранную информацию о внешней реальности и объектах, ее наполняющих.
  2. С другой - оно содержит так же информацию о самом индивидууме, являющемся носителем сознания, которое при развитии переходит в категорию самосознания.

Индивидуальное сознание формирует картину мира, в которую включает не только внешние объекты, но и самого человека с его мыслями, чувствами, потребностями и действиями по их реализации.

Без процесса самопознания не было бы развития человека в социальной, профессиональной, моральной и физической сфере, что не привело бы к осознанию смысла собственной жизни.

Сознание состоит из нескольких блоков, основными из которых считаются:

  1. Процессы познания мира через органы чувств, а так же его восприятие через ощущения, мышление, речь, язык и память.
  2. Эмоции, которые передают позитивное, нейтральное или негативное отношение субъекта к действительности.
  3. Процессы, связанные с принятием и исполнением решений, волевыми усилиями.

Все блоки вместе обеспечивают, как формирование у человека определенных знаний о реальности, так и удовлетворяют все его насущные потребности.

Общественное сознание

В философии и психологии существует такое понятие, как взаимосвязь общественного и индивидуального сознания. При этом следует учитывать, что общественное является продуктом индивидуальных или коллективных понятий, которые были сформированы в течение длительного времени наблюдения за действительностью, ее объектами и происходящими явлениями.

Самыми первыми в человеческом обществе сформировались такие как религия, мораль, искусство, философия, науки и другие. Например, наблюдая за природными стихиями, люди приписывали их проявления воле богов, создавая через индивидуальные выводы и страхи общественное знание об этих явлениях. Собранные вместе, они передавались следующим поколениям как единственная, присущая данному обществу, истина об окружающем мире. Так зарождалась религия. Люди, принадлежащие другим народам с противоположным общественным сознанием, считались иноверцами.

Таким образом, формировались общества, большинство членов которого придерживались общепринятых принципов. Людей в подобной организации объединяют единые традиции, язык, вероисповедание, правовые и этические нормы и многое другое.

Чтобы понять, как взаимосвязаны общественное и индивидуальное сознание, следует знать, что именно второе является первичным. Сознание одного члена общества может влиять на формирование или изменение общественного, например, как это было с идеями Галилея, Джордано Бруно и Коперника.

Индивидуальное сознание

Особенности индивидуального сознания в том, что они могут быть присущи одним личностям, но совершенно не совпадать с восприятием действительности другими. Оценка окружающего мира каждым индивидуумом уникальна и составляет его конкретную картину реальности. Люди, имеющие одинаковое мнение по каким-либо явлениям, образуют организации единомышленников. Так формируются научные, политические, религиозные и другие кружки и партии.

Индивидуальное сознание - понятие относительное, так как на него воздействуют общественные, семейные, религиозные и другие традиции. Например, ребенок, рожденный в семье католиков, с детства получает информацию о догматах, присущих именно этой религии, которые становятся для него естественными и нерушимыми по мере его взросления.

С другой стороны, каждый человек проявляет свой интеллект, проходя стадии развития сознания, как в творчестве, так и в познавании окружающей действительности. Внутренний мир каждого индивидуума уникален и не похож на другие. Ученые до сих пор не знают, откуда берет свое начало индивидуальное сознание, так как в «чистом виде» его вне конкретного носителя в природе не существует.

Связь индивидуального сознания с общественным

Каждый человек по мере взросления и развития сталкивается с влиянием общественного сознания. Происходит это через взаимоотношения с другими людьми - в детстве с родными и учителями, затем с представителями различных организаций. Осуществляется это через язык и традиции, присущие данному обществу. По тому, как взаимосвязаны общественное и индивидуальное сознание, определяется, насколько преданным и важным его членом будет каждый отдельный индивидуум.

В истории много примеров, когда люди, попав из привычной для них среды, в общество с другими религиозными ценностями и традициями, становились его частью, переняв образ жизни его членов.

По тому, как связаны общественное и индивидуальное сознание видно, что они взаимно влияют друг на друга на протяжении всей жизни человека. За этот период у него могут меняться религиозные, культурные, научные, философские и другие понятия, ранее навязываемые обществом. Так же, как, например научное открытие одного ученого, может изменить представление всего человечества о привычных для него вещах.

Структура индивидуального сознания

Сущность индивидуального сознания заключается в способе и реальности:

Высшей формой сознания является самосознание, без которого человек не был бы личностью.

Самосознание

Осознание собственного «я» на физическом и духовном уровне делает человека индивидуальностью. Все внутренние ценности, представления о действительности, осмысление происходящего с ним и вокруг него, все это формирует самосознание человека.

Именно его развитие помогает людям понять причину их поступков, их ценность в обществе и дает осознане того, кто они на самом деле.

Сознательное и бессознательное

Как утверждал Юнг, индивидуальное сознание может существовать только совместно с Это духовный опыт тысяч поколений людей, которое наследует на бессознательном уровне каждый индивидуум.

К ним относятся:

  • ощущения мышц, равновесия и другие физические проявления, которые не осознаются сознанием;
  • образы, возникающие при восприятии действительности и определяемые как знакомые;
  • память, которая управляет прошлым и создает будущее с помощью воображения;
  • внутренняя речь и многое другое.

Кроме развития сознания, человеку свойственно самосовершенствование, во время которого он меняет свои отрицательные качества на положительные.

Однако природа архетипов остается не вполне понятной у Юнга. С одной стороны, эта система архетипов есть некая самостоятельная пси­хическая субстанция, присущая человечеству на любой стадии его раз­вития. С другой - она есть результат «архаического познания приро­ды», т.е. социальный опыт внешней и внутренней жизни, накопленный нашими предками и выраженный в символической форме, прежде всего в мифах и религиозных учениях (отсюда и интерес самого Юнга к этим учениям). К числу важнейших архетипов он относил такие, как «Вели­кая Мать» и «Великий Отец», «Персона» и «Тень», «Самость» и т.д.

«Великая Мать» (Анима) есть архетип женственности, связанный с эмоциональным началом, «Великий Отец» (Анимус) - архетип му­жественности, связанный с рациональным началом. Оба эти архетипа могут проявляться в различной степени как в женщинах, так и в муж-

Таблица 99. Анима и мужчины

Таблица 100. Анимус и женщины

Персона - это совокупность социальных ролей, которые мы игра­ем в своей жизни, тех масок, которые носим в различных ситуациях, но даже совокупность этих масок не есть еще подлинное «я» человека. Тень - это «низший человек в нас», т.е. совокупность наших комп­лексов (в том числе сексуальных), страхов, инфантильных желаний и агрессивных влечений. Обычно человек не хочет признать за собой эти неприятные качества (осуждаемые во всех культурах), поэтому проецирует их на других людей. Устранить Тень невозможно, выдер­жать с ней встречу - очень трудно. Но единственный способ изба­виться от неврозов и страданий, связанных с Тенью, состоит в том, что­бы научиться принимать ее как данность, научиться сосуществовать с ней. И только это позволяет прекратить приписывание другим людям собственных негативных качеств.

Важнейший из архетипов, по Юнгу, - Самость. Это психологиче­ский образ Бога, центр всеобщей личности, всеобщая основа всякой индивидуальности. Именно к пониманию и непосредственному вос­приятию Самости стремятся адепты большинства восточных религи­озно-философских учений, отвлекаясь от собственной личности, свое­го индивидуального «я» в процессе медитации и йогической практи­ки. Постижение Самости происходит в состоянии самадхи. Этот процесс интеграции Самости, т.е. родового человеческого «Я», в инди­видуальное «я» (индивидуация) позволяет излечиваться от неврозов, разрешать внутренние противоречия и проблемы, позволяет человеку обрести внутреннюю целостность. Путь этот практически бесконе­чен, поэтому символом его может служить круг, вписанный в квад­рат 1 .



Трансформация архетипов. Архетипы обладают громадной, без­личной, но при этом эмоционально заряженной энергией; ощущая ее,

1 Круг, вписанный в квадрат, и квадрат, вписанный в круг, являются основными сим­волами буддийской мандалы.

люди относятся к архетипам со страхом и трепетом. Ее прорывы могут привести к колоссальным разрушениям, поэтому так важно научиться ее контролировать и направлять в должное русло. В прошлом энергия архетипов чаще всего трансформировалась в религиозные священные символы, которые и приоткрывали архетипы людям, и одновременно скрывали их подлинную сущность от людей (делая тем самым «пере­носимыми» контакты с ними). Страх перед громадной силой архети­пов заставлял людей на протяжении всей истории человечества разви­вать рациональное мышление, что особо характерно для западной ци­вилизации.

Трансформация архетипов играет важную роль в жизни как отдель­ных людей, так и всего человечества в целом. В прошлом она приводи­ла к созданию картин прекрасного, гармоничного символического кос­моса (буддийского, христианского и т.п.), в котором человек имел свое определенное место и потому мог относительно нормально существо­вать. Рациональный анализ религиозных верований («штурм священ­ных стен»), начавшийся с протестантизмом, привел к появлению без­божной материалистической цивилизации (с ее «символической ни­щетой»), оказавшейся беззащитной по отношению к неожиданным прорывам коллективного бессознательного. А это ведет на социаль­ном уровне к войнам, революциям, бунтам и другим актам насилия, а также к появлению тоталитарных идеологий, а на индивидуальном уровне - к психическим патологиям.

Однако Юнг вовсе не призывает к отказу от рациональности и без­думному копированию восточных учений и практик. Если в западной культуре недооценивается мир «Единого Духа» (коллективное бессоз­нательное), то в восточной - «мир сознательного». Поэтому каждая из этих культур однобока, стремиться же следует к гармоничному сли­янию обоих этих подходов.

Концепция «синхроничности». Еще одна интереснейшая концеп­ция Юнга - это его учение о синхроничности, введенная им для объяснения феномена ясновидения (возможности «видеть» и пере­живать индивидом явления, которые он не может воспринимать не­посредственно, например, события, происходящие на большом рассто­янии 1).

Согласно Юнгу, между психикой человека и реальностью существу­ет особая связь - не причинная (каузальная), а смысловая, позволя-

1 В частности, Юнг при этом опирался на сообщения о видениях Сведенборга.

ющая одновременно (синхронично) проявляться событиям и в дей­ствительном (физическом) мире, и в психике людей 1 . Юнг предполагал, что это происходит благодаря обращению ясновидцев к коллективно­му бессознательному, а оно, в свою очередь, имеет непосредственный доступ к самой сути физической реальности.

Причем для коллективного бессознательного пространство и время относительны, а архетипы как формы Мирового духа являются вечны­ми, т.е. вневременными 2 . Эти идеи использовались Юнгом для объяс­нения не только ясновидения, но и других самых различных парапси­хологических явлений, а также древней магии.

Дорогие Мои Ангелы с Центрального Духовного Солнца! У отдельных людей складывается не совсем верное представление о собственном могуществе, и Нам приходится всё время напоминать об этом! И Я не согласен с точкой зрения некоторых из вас в том, что каждый, индивидуально, не имеет права воздействовать на коллективное сознание всех людей в общей совокупности. Я об этом вам уже говорил, когда мы готовили Акцию 11 августа этого года. И сейчас Мне хотелось с несколько иной позиции осветить этот важнейший вопрос.

Начнём издалека – иногда так легче пробиться к вашим сознаниям . Видите, и Крайону необходим какой-то способ воздействия на ваши сознания (Крайон улыбается, но очень серьёзен). Да, Мы все считаем, что вы немного не допонимаете, о какой связи между всеми сознаниями людей идёт речь, когда Мы вас призываем работать напрямую с коллективным сознанием всех землян и вносить в него необходимые коррективы. Напомню, что структура сознания каждого из вас являет собою лишь фрагмент Вселенской Голограммы Сознания. Но правильно ли слово «лишь»?

Здесь и заключён тот замочек, который нам сейчас предстоит открыть. И открыть раз и навсегда. Не бывает «маленьких» или «великих» фрагментов Вселенской Голограммы, о какой бы из Вселенских структур мы ни вели речь. А потому каждый из вас своим сознанием связан полноценно со всем Творением и не должен себя умалять нисколько. И сейчас особенно полезно понять, как действует ваше сердечное обращение в адрес каждого человека Земли, когда вы обращаетесь к ним через структуру коллективного сознания. Высказывая намерение на изменение коллективного сознания и донесения новых, прогрессивных установок сознания до тех людей, которых мы условно считаем «спящими», вы запускаете Вселенский механизм воздействия через ту Истинную Точку, из которой вы все и пришли в этот Мир.

Если высказываемое вами намерение содержит именно правильные, эволюционно выдержанные установки, то Вселенский механизм мгновенного распространения информации делает их моментально достоянием всей структуры сознания Вселенской Голограммы. Да, именно сначала Вселенского масштаба. А потом эта изменённая информация, распространяясь моментально по всей структуре Вселенского Сознания, делает автоматически изменения и в структуре коллективного сознания землян, т.к. структура вашего коллективного сознания является фрагментом Голограммы Вселенской. Таким образом, идёт всё с огромным усилением сверху вниз, если выразится линейным языком. На самом деле, процесс происходит в диапазоне квантования информации, а потому он моментально становится достоянием сознания всех людей планеты, опускаясь, в том числе, на уровень ваших ДНК. Но дальше и происходит выбор каждого человека, которому ниспосылается величайшее благо помощи в изменении спящего сознания. На уровне подсознания всех людей записывается новая информации. Она всё больше синхронизируется с событиями окружающего Мира и с событиями в личной жизни. Информация начинает на уровне подсознаний людей квантоваться, сочетаясь с информацией внешней, и у человека происходит пробуждение. У каждого – по-разному, но вы будите людей, не прибегая к насилию над их сознаниями, оставляя им их законное право выбора. Такая работа является эволюционно продвинутой и совершенно оправданной. К тому же в те дни, когда вы объединяете свои усилия в посыле добрых мыслей, вся Вселенная начинает резонировать и усиливать ваши посылы. Кроме того, имеет значение – большое значение – ваше объединение в одно время, т.к. вы создаёте на планете сеть информационного насыщения, что также, безусловно, поддерживается Вселенской энергией совершенства.
Думаю, что вам не стоит озадачивать себя мыслями о том, что вы при такой работе внедряетесь в не прикосновенную зону индивидуального человеческого сознания. Если ваши посылы, ваше управление имеют эволюционную направленность и созвучат тем процессам, которые должны проходить во Вселенной, в том числе и на Земле, то вы делаете доброе дело и при этом не осуществляете самого тяжкого греха во Вселенной – насилия над человеческим сознанием.
В вашей жизни есть и тёмные воздействия на человеческое сознание, осуществляемое силами тьмы и в индивидуальном воздействии, и в попытках воздействия на коллективное сознание. Но сам принцип воздействия совершенно отличен от описанного Мною выше. При не санкционированном самим человеком и Вселенной воздействии на сознание с целью его подавления Вселенная не отвечает усилением этого воздействия. К тому же это приводит к резкому дисгармоничному отклонению энергий в структуре Вселенского сознания, что требует выравнивания за счёт включения Закона Эволюционной Целесообразности, который вам больше известен как Закон причины и следствия. И поэтому Мы и говорим – благие посылы, добрые мысли, эволюционные намерения, и не иначе!
Дорогие Мои Ангелы с Центрального Духовного Солнца! Вы уже многое совершили в поддержку планеты в её преобразованиях. Вы живо откликаетесь на Нашу просьбу будить «спящие» сознания. Вы – первопроходцы и таковыми были всегда! Час «Х» близится, а потому используйте всё своё Световое Могущество и вершите вместе со всей Вселенной то чудо, которое Мы называем ВОЗНЕСЕНИЕМ ПЛАНЕТЫ. И каждый пробудившийся сейчас особенно важен.

С Любовью к земным Ангелам

Культурология ХХ века констатирует кризисное состояние культуры. О кризисе культуры пишут представители самых различных методологических ориентаций, создатели как кумулятивистских моделей истории и культуры, так и противоположных им. Рефлексия о культуре в терминах кризиса говорит о глубоком конфликте культурно-исторического сознания, который можно рассмотреть, воспользовавшись анализом кризиса идентичности, предложенным В. Хёсле (В. Хёсле . Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопросы философии, №10. 1994). В. Хёсле вводит понятие кризиса идентичности как противоречия между активной частью сознания, самосознанием «Я» (как на индивидуальном, так и на коллективном уровне) и его представлением о себе, выступающим объектом рассуждения, «самобытностью». Понять, что является принципом индивидуации - «я» или «самобытность» - весьма нелегко. С одной стороны, именно «я» приписывает самость себе, а не другому «я» - в этом смысле «я» является исключающим принципом. С другой стороны, эта формальная функция свойственна всем «я»; их различие определяется различием между самостями. Чрезвычайно важно понять, что различие между «я» и «самостью» относительно «я» является наблюдающим началом; «я» современного человека научилось наблюдать за его самостью и чувствами, как если бы те были отличным от «я». Однако «я» может также наблюдать за своей склонностью наблюдать, - и в этом случае, то, что сначала было «я, становится «самостью». И «я» может также отождествляться с самостью, - то, что сначала было «самостью» становится «я».

Проблема идентичности, в любом случае, является проблемой отождествления, идентификации «я» и «самости». Состояние кризиса наступает в ситуации, когда «я» отвергает свою «самость», когда «самость» утрачивает для «я» своё ценностное измерение. То есть кризис идентификации, в том числе культурной, наступает в момент распада ценностных ориентиров, цементирующих некую культурную группу. Хёсле описывает базовые черты кризиса коллективной идентичности: «Его сущностью является уменьшение идентификации индивидов с коллективной реальностью, которую они прежде поддерживали. Причины этого кризиса отчасти аналогичны причинам кризиса индивидуальной идентичности. Здесь можно назвать отрицание символов, распад коллективной памяти, представленной традициями, а также утрату веры в общее будущее, дисгармонию между описательным и нормативным образами себя, прерывность в истории, несоответствие между представлением культуры о самой себе и её образами в других культурах, чувство неполноценности относительно более совершенной культуры (В. Хёсле

Хёсле указывает на сложные взаимоотношения между индивидами и общественными инструкциями, которые активизируют свою деятельность в ситуации кризиса, чтобы сохранить лояльность поддерживающих их индивидов. Возникают новые, более жёсткие (хотя это не всегда очевидно) властные отношения. Приводятся в действие идеологические механизмы работы с сознанием и подсознанием, обеспечивающие (или, по крайней мере, стремящиеся обеспечить) индивидуальную зависимость от коллективной идеологии. «Первым результатом (кризиса идентичности) является утрата предсказуемости поведение затронутых им индивидов или институтов. Ценности, которые раньше направляли их действия, устаревают; реакцией на новую ситуацию может стать пассивность, либо лихорадочная активность. Парадоксально и, тем не менее, верно, что кризис идентичности часто вызывает регрессию к более архаичным и примитивным ценностям: поскольку «я» отвергает непосредственно зримые структуры самости и при этом не перестаёт нуждаться в самости, опасаясь остаться всего лишь абстрактной функцией идентификации, его выбор начинает определяться более старыми структурами. Чувство дезориентации, характерное для любого кризиса идентичности, может далее увеличить шансы на успех тоталитарных идеологий: ведь они предлагают простые решения, которые могут оказаться предпочтительнее нормативного вакуума; они приманивают обещанием общности, которая была разрушена кризисом коллективной идентичности и которая по-прежнему остаётся предметом страстного стремления (В. Хёсле . Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопросы философии, №10. 1994. С.121).

Тоталитарные идеологии действительно очень демонстративны в контексте подобного анализа. Обращаясь к глубинным структурам сознания, культура тоталитаризма формирует посткризисную базу новых нормативных ценностей, организуя культурную (или культовую) общность. Характерная черта такой общности - массовость. То есть можно эмпирически наблюдать, кажущийся на первый взгляд парадоксальным тот факт, что кризис культурной идентичности порождает не изобильное количество «культурных одиночек», но единое (в идеале) культурное тело и сознание. Хотя понятно, почему - архаические пласты сознания и бессознательно недифференнцированы и неиндивидуализированы, в отличие от сознания, в высшей степени рефлексивного. Посткризисные ценности вырабатываются не за счёт трудоёмкого интеллектуального обоснования - они должны быть непосредственно, чувственно очевидны. Они вообще должны быть обращены к чувственности, а не к рациональности. А это значит, что они должны быть сформированы и функционировать как мифы.

Воспользуемся в качестве методологического предположения традиционным пониманием мифологического как нерационального. Миф требует не интеллектуального анализа, дешифровки и объяснения, а интуитивно-эмоционального «схватывания» - переживания. В основе мифа лежит принцип картезианского сомнения, принципиального недоверия всяким формам непосредственного знания. Мифу нужно также доверять, как и непосредственному чувству, что принципиально противоположно научно-рацоиналистическому подходу, конструирующему мир неочевидного. Эта структура восприятия по смыслу тождественна очевидности чувственного ощущения. На «чувственную» ориентацию современной культуры указывает П. Сорокин (Sorokin P.A. SOS: The meaning of the crisis. Boston, 1951). Схему развития западной цивилизации он видит, как процесс образования двух культурных типов: «идеалистического» («средневекового») и «чувственного» («нового и новейшего времени»). Для чувственной культуры характерна убеждённость людей в том, что подлинные ценности - это ценности, постигаемые органами наших чувств с частичной помощью разума, то есть обусловленные анатомо-физиологическим строением человека. Именно на этом основана вся современная культура, с присущей ей тягой к чувственным наслаждениям. Эта культура проникнута «механистическим материализмом», «эмпиризмом» и «вульгарным утилитаризмом». «За чувственные ценности идёт постоянная борьба, вспыхивают революции, причём всегда торжествуют сильные, а слабые или беспомощные подавляются» (Sorokin P.A. SOS: The meaning of the crisis. Boston, 1951).

Чувственные параметры жизни человека, с одной стороны, элементарны, а с другой стороны, всеобщи, то есть могут служить основой для формирования современных стереотипов культуры, обслуживающих именно эти потребности. При этом необходимо вести речь не только о физиологической чувственности, но и об эмоциональной. И здесь обнаруживается любопытный факт: самые эстетически рафинированные, элитарные концепции культуры обращены, несмотря на сложность и богатство выразительных средств, именно к эмоциональной непосредственности переживания, заняты мифологическим конструированием.

Чувственность не только непосредственна - она всегда актуальна, всегда в настоящем. Даже воспоминание о чувстве не до конца воспроизводит его, что утверждали ещё античные киренаики, когда указывали, что воспоминание об удовольствии будет страданием, осознанием, что здесь и сейчас удовольствие отсутствует.

Для чувств прошлого и будущего нет, нет единого тока времени и истории, в них нет смыслового единства. Погружённость в прошлое или устремлённость в будущее - это болезненные, извращённые формы чувственности, их необходимо дезавуировать. Именно на этой основе в культурологии возникает и распространяется тенденция «борьбы с историей», «критика исторического разума». Общим принципом этого взгляда (при всём разнообразии концепций) является отказ от рассмотрения истории как единого процесса, рассматривающегося в горизонте определённого смысла. Отсчёт можно вести от программной работы Ф. Ницше «О пользе и вреде истории для жизни», в которой история вредна и противопоставлена «жизни» как недифференцированному потоку переживания. Недовольство историей есть свидетельство кризиса исторической и, как следствие, культурной идентичности, сопровождающейся попыткой конструирования новой культурной мифологемы. Но на деле, эта новая культурная мифологема оказывается не чем иным, как констатацией истории не как единого направленного, линейного процесса, а как круговорота. На этом общем концептуальном фоне возникают концепции локальных цивилизаций О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина.

План:

Введение

1.Историческое развитие понятия сознание

2. Структура сознания

3. Общественное сознание

4. индивидуальное сознание

Заключение

Введение

Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями.

Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание есть “общественный продукт”, сознание есть не что иное, как осознанное бытие.

Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. К. Маркс писал: “ Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это - знание ”. В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент.

Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение - строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становятся расстройством сознания.

Вторая характеристика сознания - закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит “ я ” человека и его ” не - я ”. Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различие. Он единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и самого себя в целом. Отделение “ я ” от ” не - я ” - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.

Третья характеристика сознания - обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы и т. д. К. Маркс подчеркивал, что “ человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю ”. Всякое нарушение в результате болезни или по

каким-то иным причинам возможности осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность рассматривается как нарушение сознания.

Наконец, четвертая характеристика сознания - включение в его состав определенного отношения. “ Мое отношение к моей среде есть мое сознание ” , - писал К. Маркс. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые включен человек. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений. И здесь, как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального сознания. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется именно расстройством в сфере чувств и отношений: больной ненавидит мать, которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких людях и т. д.

Историческое развитие понятия сознания

Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и представления о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа? Как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолжаются споры о сущности сознания и возможности его познания. Одни исходили из познаваемости, другие - что попытки понять сознание тщетны также, как попытка из окна увидеть себя идущим по улице.

Первоначальные философские взгляды не содержали строгого различения между сознанием и неосознанным, идеальным и материальным. Так, например, Гераклит основу сознательной деятельности связывал с понятием “логос”, означавшим слово, мысль и сущность самих вещей. Степенью приобщенности к логосу (объективному миропорядку) определялся качественный уровень развития человеческого сознания. Точно также и в трудах других древнегреческих авторов психические, мыслительные процессы отождествлялись с материальными (движение воздуха, материальных частиц, атомов и т.д.).

Впервые сознание как особая реальность, отличная от материальных явлений была выявлена Парменидом. Продолжая эту традицию, софисты, Сократ, Платон рассматривали различные грани и стороны мыслительной деятельности и утверждали противоположность духовного и материального. Так, например, Платон создал грандиозную систему “мира идей”– единой основы всего сущего; развивал концепцию о мировом, самосозерцающем, бестелесном разуме, являющимся перводвигателем космоса, источником его гармонии. В античной философии активно развивались идеи сопричастности индивидуального сознания человека мировому разуму, которому придавалась функция объективной универсальной закономерности.

В средневековой философии сознательная человеческая деятельность рассматривается как “отблеск” всемогущего божественного разума, что являлось убедительным доказательством сотворенности человека. Выдающиеся мыслители средневековья Августин Блаженный и Фома Аквинский, представляющие различные этапы развития философско-теологической мысли, последовательно и основательно рассматривали вопросы внутреннего опыта личности в сознательной и психической деятельности в связи с самоуглубленным постижением связи души и божественного откровения. Это способствовало выявлению и разрешению актуальных специфических проблем сознательной деятельности. Так, в этот период было введено понятие об интенции как об особом свойстве сознания, выраженном в его направленности на внеположный объект. Проблема интенции присутствует и в современной психологии; является также важной составляющей методологии одного из наиболее распространенных междисциплинарных направлений теории познания – феноменологии.

Наибольшее влияние на разработку проблем сознания в Новое время оказал Декарт, который главное внимание акцентировал на высшей форме сознательной деятельности – самосознании. Сознание философ рассматривал как созерцание субъектом своего внутреннего мира как непосредственную субстанцию, противостоящую внешнему пространственному миру. Сознание отождествлялось со способностью субъекта иметь знание о собственных психических процессах. Существовали и другие точки зрения. Лейбниц, например, разрабатывал положение о бессознательной психике.

Французские материалисты XVIII века (Ламетри, Кабанис) обосновывали положение о том, что сознание является особой функцией мозга, благодаря которой он способен приобретать знания о природе и себе самом. В целом материалисты Нового времени рассматривали сознание как разновидность материи, движение “тонких” атомов. Сознательная деятельность напрямую связывалась с механикой мозга, выделением мозга или со всеобщим свойством материи (“И камень мыслит”).

Немецкий классический идеализм составил особый этап в развитии представлений о сознательной деятельности. Основополагающим принципом развития сознания являлся по Гегелю исторический процесс становления Мирового духа. Развивая идеи своих предшественников Канта, Фихте, Шеллинга, Гегель рассматривал такие проблемы, как различные формы и уровни сознания, историзм, учение о диалектике, деятельностная природа сознания и другие.

В XIX веке возникают различные теории, ограничивающие сознательную деятельность, настаивающие на врожденном бессилии разума, проповедующие иррационалистические подходы к оценке человеческой духовной деятельности (Шопенгауэр, Ницше, фрейдизм, бихевиоризм и другие).

К.Маркс и Ф.Энгельс продолжили материалистические традиции в философии, сформулировали идею вторичности сознания, его обусловленностью внешними факторами и прежде всего экономическими. Марксизм активно использовал различные взгляды и особенно диалектические идеи немецкой классической философии.

Структура сознания.

Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем самым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации.

В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это - знание. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.