Бухгалтерская финансовая отчётность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета за отчетный период по установленным формам.

Данные, содержащиеся в первичных документах принимаются или не принимаются к бухгалтерскому учету по письменному распоряжению руководителя организации. Объект бухгалтерского учета отражается или не отражается в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности на основании письменного распоряжения руководителя организации. Таким образом, руководитель экономического субъекта несет единоличную ответственность за достоверность предоставления финансовой информации. Бухгалтерская финансовая отчётность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату. Отчетность по состоянию на эту же дату также раскрывает информацию о финансовом результате деятельности и движении денежных средств за отчетный период. Бухгалтерская отчетность составляется каждым экономическим субъектом за отчетный год (если иное не предусматривается нормативными актами).

В соответствии с ФЗ бухгалтерская финансовая отчётность подразделяется на 2 вида:

1)годовую отчетность;

2)промежуточную отчетность (составляется за период менее 1года).

Промежуточная отчетность не имеет строго определенных сроков, поэтому в обязательном порядке составляется только годовая. Отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений организации, независимо от места их нахождения. В отношении бухгалтерской отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны, т.е. информация, содержащаяся в отчетности является открытой и может быть представлена всем заинтересованным пользователям.

Бухгалтерская отчетность считается составленной после ее подписания руководителем. Ряд организаций обязаны публиковать отчетность в СМИ (до 1 июля).

Бухгалтерская финансовая отчётность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложении к ним. Если не установлены нормативными актами составы отчетности, то все организации составляют бухгалтерскую финансовую отчётность и предоставляют пользователям в следующем составе:

1.Бухгалтерский баланс.
2.Отчет о финансовых результатах.
3.Отчет об изменениях капитала. Отчет об изменениях капитала - в разрезе 3х отчетных периодов раскрывает изменение каждого элемента собственного капитала организации и причины этих изменений.
4.Отчет о движении денежных средств. Отчет о движении денежных средств- раскрывает остатки наличных и безналичных денег (в совокупности) на начало и конец отчетного периода, а также положительные и отрицательные денежные потоки в разрезе 3х видов деятельности (текущая деятельность, финансовая деятельность, инвестиционная деятельность).
5.Отчет о целевом использовании средств (составляют только те организации, которые получали целевое финансирование или государственную помощь в течение отчетного периода).
6.Пояснительная записка (при отсутствии существенных изменений в деятельности организации пояснительная записка может не составляться). Пояснительная записка - в произвольной форме содержит текстовое, табличное или числовое описание наиболее существенных изменений в деятельности организации, что позволяет правильно интерпретировать информацию, содержащуюся в отчетности.
7.Аудиторское заключение (составляют аудиторские организации и в нем выражают свое профессиональное мнение о достоверности информации, содержащейся в БФО экономического субъекта.


В общем виде содержание всех форм отчетности можно представить в виде 5 элементов:

·
активы-средства или ресурсы организации, являющиеся результатом прошлых событий и будущих экономических выгод, контролируемые предприятием;

· обязательства-долги организации, являющиеся результатами прошлых событий, погашение которых приведет к оттоку ресурсов;

· собственный капитал (СК=Активы-Обязательства);

· доходы;

· расходы.

Все формы отчетности раскрывают соответствующие показатели по состоянию на отчетную дату за 3 отчетных периода.

Бухгалтерский баланс - основная форма отчетности в РФ, раскрывающая имущественное и финансовое положение в организации. Все показатели объединены в 5 разделов:

I. Активы:
1.внеоборотные активы;
2.оборотные активы.

II. Пассивы:
3.капитал и резервы;
4.долгосрочные обязательства;
5.краткосрочные обязательства.

Отчетной датой предоставления бухгалтерской отчётности является 31 декабря, по промежуточной отчетности - дата, предусмотренная ФЗ или иными нормативными документами. Отчетным периодом является период с 1 января по 31 декабря включительно, а для вновь созданных организаций:

1) с даты государственной регистрации по 31 декабря этого года, если организация создана до 31го сентября;

2) с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года, если организация создана после 30го сентября.

Перед составлением отчетности проводится подготовительная работа, которая включает:

· 1.Проведение инвентаризации и отражение ее результатов на счетах;

· 2.Закрытие счетов:

· 2.1счета вспомогательных производств(сч23);

· 2.2. Собирательно-распределительные счета (СЧ25,26,97);

· 2.3.счета обслуживающих производств (сч29);

· 2.4. финансово-результативные счета (сч90,91,99).

Бухгалтерская отчетность организации - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, которая составляется на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам (п. 4 ПБУ 4/99). А какие требования предъявляются к бухгалтерской отчетности?

Перечень основных требований к отчетности

Общие требования к бухгалтерской отчетности содержатся в Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ст. 13), Приказе Минфина от 29.07.1998 № 34н (п.п.29 - 40), ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (п.п.6-17):

Приведем основные из них:

  • бухгалтерская отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами;
  • бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении организации на отчетную дату, финансовом результате ее деятельности и движении денежных средств за отчетный период;
  • бухгалтерская отчетность составляется нарастающим итогом;
  • при формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность содержащейся в ней информации, т. е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими;
  • содержание и формы бухгалтерской отчетности должны применяться последовательно от одного отчетного периода к другому;
  • бухгалтерская отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений организации, включая ее филиалы и представительства, независимо от их места нахождения;
  • в бухгалтерской отчетности организации данные по числовым показателям должны приводиться минимум за два года — отчетный и предшествовавший отчетному;
  • в бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен правилами, установленными нормативными актами;
  • бухгалтерская отчетность составляется на русском языке;
  • бухгалтерская отчетность составляется в рублях;
  • бухгалтерская отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем организации;
  • в отношении бухгалтерской отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны.
. Главному бухгалтеру бюджетного, казённого, автономного учреждения. Диплом о профессиональной переподготовке 272 ак.часа., 30 онлайн-уроков: теория и практика Все организации государственного сектора регулярно составляют бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Такая отчетность бухгалтером бюджетного, автономного и казенного учреждения формируется за отчетный период и содержит данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах учреждения в соответствии с планом счетов бюджетного учета, о полученных учреждением финансовых результатах, о движении денежных средств за отчетный период.

Бухгалтерская отчетность предназначена для представления ее в соответствии с законодательством РФ в органы государственного (муниципального) финансового контроля, налоговые органы, учредителю для целей управления учреждением.

Искажение бюджетной отчетности

Статьей 13 Закона № 402-ФЗ установлено, что отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату.

В соответствии с п. 4 Инструкции 157н бухгалтер организации госсектора должен обеспечить:

  • формирование полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, о принятых учреждением обязательствах, полученных учреждением финансовых результатах
  • формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности, необходимой руководителю, наблюдательному совету автономного учреждения, учредителю, собственнику имущества, на базе которого создано учреждение, участникам бюджетного процесса и внешним пользователям бухгалтерской отчетности (получателям услуг, работ, социальных пособий, кредиторам)

Можно сказать, что отчетность — это итог кропотливой работы бухгалтера по сбору и обобщению финансовой информации, верному отражению ее на соответствующих счетах, контролю за соблюдением законодательных норм. Искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов, согласно п. 1 Примечаний к статье 15.11 КоАП РФ, является грубым нарушением.

Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, в соответствии со статьей 15.11. КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей.

Административная ответственность за искажение бюджетной отчетности закреплена в ст. 15.15.6 КоАП РФ. Согласно действующей редакции данной статьи на должностные лица может быть наложен административный штраф в размере от 10 000 до 30 000 рублей, если:

  • не представлена бюджетная отчетность,
  • представлена с нарушением сроков,
  • отчетность сформирована и представлена с нарушением установленных требований,
  • представлена заведомо недостоверная бюджетная отчетность.

Какая отчетность является недостоверной?

Критерии признания бюджетной отчетности недостоверной статьей 15.15.6 КоАП РФ не определены. По общему правилу недостоверной бюджетной отчетностью считается любое искажение, неверное отражение данных в отчетности, в том числе неполное их отражение.

Недостоверность бюджетной отчетности может выражаться в несоблюдении требований Инструкции № 191н «О порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ».

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов РФ в письме от 7 сентября 2017 г. № 02-06-10/57741 рассмотрел вопрос о привлечении к административной ответственности за подачу заведомо недостоверной бюджетной отчетности.

На достоверность отчетности оказывают влияние не все ошибки, а существенные ошибки (искажения), которые повлекли изъятие или искажение тех показателей отчетности, которые необходимы для принятия решений внешними пользователями. Например, ошибки в определении группы аналитического учета объектов имущества (машины, оборудование, прочие основные средства), которые не влияют на исчисление амортизации, на расчет налога на имущества организаций, не формируют отклонения по величине активов учреждения, соответственно не влияют на достоверность отчетности.

Примерами же недостоверности бюджетной отчетности являются, в частности:

  • принятие к учету недвижимого имущества при отсутствии документов, подтверждающих государственную регистрацию права оперативного управления
  • неотражение в отчетности имеющейся у учреждения задолженности
  • наличие неоприходованных излишков материальных ценностей
  • неотражение на балансе имущества, используемого для нужд учреждения имущества

По мнению Минфина, выраженному в данном письме, понятие «недостоверная отчетность», «существенная ошибка, влияющая на достоверность отчетности», наполняется содержанием в зависимости от фактических обстоятельств дела.

Как показывает судебная практика, наибольшее количество дел по спорам об административной ответственности за представление недостоверной бюджетной отчетности связано со следующими нарушениями порядка формирования показателей, которые отражаются в отчетности:

  • принятие к учету земельных участков при отсутствии документов, подтверждающих государственную регистрацию права бессрочного пользования
  • несоответствие показателей между формами бюджетной отчетности, включая отсутствие показателей в одной из форм при наличии в другой
  • несоблюдение порядка применения КБК
  • неотражение в бюджетном учете обязательств
  • неотражение в бюджетном учете факта выявленных недостач (хищений)
  • несвоевременное отражение операций по начислению доходов
  • неотражение суммы экономии, достигнутой при определении поставщика (исполнителя, подрядчика) с использованием конкурентных процедур
  • непринятие (несвоевременное принятие) к учету объектов нефинансовых активов
  • отражение в бюджетном учете бухгалтерских записей, в том числе способом «Красное сторно», при отсутствии оснований для их отражения
  • неотражение (несвоевременное отражение) операций по списанию

На кого возлагается административная ответственность?

В соответствии со статьей 15.11 и статьей 15.15.6 КоАП РФ административная ответственность возлагается на должностных лиц.

Кто такие должностные лица? Должностным лицом организации понимается лицо, говорится в КоАП, постоянно или временно выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. Под это определение попадает и руководитель организации, и главный бухгалтер.

Но на кого именно ложится административная ответственность за нарушение требований к отчетности — руководителя или главного бухгалтера организации?

В Законе № 402-ФЗ отсутствуют положения, позволяющие четко разграничить полномочия руководителя и главного бухгалтера по вопросу составления и представления отчетности. Так, п. 2 ст. 13 Закона № 402-ФЗ определено, что отчетность составляет экономический субъект. Обязанность по своевременному представлению бухгалтерской отчетности тоже возложена на экономический субъект.

В Постановлении Верховного Суда РФ от 09.03.2017 № 78-АД17-8 был рассмотрен один из споров по административной ответственности за представление отчетности. Если руководитель экономического субъекта в соответствии с Законом № 402-ФЗ:

  • организовал бухгалтерский учет (п. 1 ст. 7 402-ФЗ);
  • возложил его ведение на главного бухгалтера (или иное должностное лицо) (п. 3 ст. 7 402-ФЗ);
  • в трудовом договоре или должностной инструкции главного бухгалтера обозначены обязанности по составлению и представлению отчетности организации;
  • должностной инструкцией прямо установлено, что главный бухгалтер несет ответственность, в том числе, за несвоевременное представление различных сведений и отчетности,

то именно главный бухгалтер и должен нести административную ответственность за составление и представление отчетности.

Подведем итог. Составление и представление бухгалтерской и бюджетной отчетности важный этап в работе бухгалтера. Для того, чтобы отчетность была достоверной, необходимо вести учет с соблюдением законодательных норм, внимательно отражать на счетах учета информацию о финансово-хозяйственной деятельности учреждения, сверять соответствие данных бухгалтерского (бюджетного) учета и показателей отчетных бухгалтерских форм. Искажение, неверное отражение данных в отчетности, в том числе неполное их отражение может быть признано правонарушением, попадающим под действие Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Одним из основных требований к бухгалтерской отчетности, выдвигаемых действующими нормативными документами, является ее соответствие критерию достоверности. Что означает это понятие, какую бухгалтерскую отчетность можно признать достоверной, и как бухгалтер может установить, является ли достоверной отчетность его организации? Интересно, что руководствуясь этим критерием, бухгалтер в ряде случаев и при наличии определенных условий при формировании отчетности может отступать от требований нормативных актов по бухгалтерскому учету. Рассказывает М.Л. Пятов, к.э.н. (Санкт-Петербургский государственный университет).

Пунктом 6 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" устанавливается, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

При этом, согласно ПБУ, достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Означает ли это, что предписания нормативных документов всегда и беспрекословно должны соблюдаться и любой случай их неисполнения делает бухгалтерскую отчетность недостоверной?

Итак, ПБУ фактически устанавливает, что если при составлении отчетности организация соблюдала все правила действующих нормативных документов по бухгалтерскому учету, то отчетность следует признать достоверной и полной.

Однако ниже тот же пункт ПБУ 4/99 содержит предписание, которое существенно уточняет только что сказанное. ПБУ буквально гласит:

Обратим внимание, национализация имущества приводится в данном определении лишь как пример. Очень важно, что каких бы то ни было осязаемых границ таких исключительных случаев рассматриваемый нормативный документ не приводит. Это означает возможность вменить качество исключительности практически любому факту хозяйственной деятельности, иными словами, любая хозяйственная операция формально может стать основанием для отступления от правил, устанавливаемых нормативными актами.

Здесь бухгалтеру впору и растеряться, так как если он попытается совместить в своем сознании две рассмотренные нормы, то получит примерно следующее.

Достоверной может считаться только и исключительно отчетность, сформированная в соответствии с действующими нормативными документами, но если следование этим нормативным документам не позволяет сформировать достоверную отчетность , в исключительных случаях от них можно отступить, если такое отступление сделает отчетность более достоверной.

Согласитесь, можно и запутаться.

Более того, в том же пункте 6 ПБУ 4/99 бухгалтер может прочесть, что если при составлении бухгалтерской отчетности исходя из правил настоящего Положения организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

То есть не только можно (в исключительных случаях) от предпи-саний нормативных документов отступить, но и свободно включать в бухгалтерскую отчетность соответствующие (чему, практически не понятно) дополнительные показатели и пояснения.

Удивление бухгалтера в данном случае очевидно и объяснимо. В течение многих лет мы привыкли к тому, что должны все делать по инструкции, и отступление от ее предписаний "смерти подобно".

Вместе с тем процесс перехода на Международные стандарты бухгалтерского учета привнес в нашу практику очень важную вещь - определенное поле для принятия бухгалтером решений, являющихся выводом не исключительно из предписаний инструкций, но из собственного профессионального суждения бухгалтера.

Впервые это положение еще в 1996 году было зафиксировано в Федеральном законе "О бухгалтерском учете". Но по причине того, что мы, как правило, часто читаем План счетов, но редко заглядываем в законы, оно осталось практически незамеченным.

Напомним, что согласно пункту 4 статьи 13 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", в пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Закон, введя данную норму, фактически отнес решение о достоверности отчетности конкретной организации к компетенции профессионального мнения бухгалтера этой организации, обязав при этом раскрывать отличную от заложенной в нормативных документах трактовку фактов хозяйственной деятельности в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

Дополняя и раскрывая предписания закона № 129-ФЗ, ПБУ 4/99 очерчивает круг случаев, предполагающих возможность такого отступления только исключительными ситуациями, что реализуется на практике, так как вряд ли какой-нибудь бухгалтер возьмется вместо своей текущей работы за изобретение новых способов бухгалтерского учета всех фактов хозяйственной деятельности своей организации.

Практически одновременно с появлением закона "О бухгалтерском учете" в российскую бухгалтерскую практику вошло понятие учетной политики организации.

При этом пунктом 8 ПБУ 1/98 устанавливается, что "при формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету" .

Если же по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из ПБУ 1/98 и иных положений по бухгалтерского учету.

Таким образом, формируя учетную политику как комплекс методик бухгалтерского учета фактов хозяйственной жизни, организация реализует предписания действующих нормативных документов по четырем направлениям:

1) следует одновариантным предписаниям нормативных документов, не предоставляющим возможность выбора методики учета;
2) выбирает один вариант методики учета из нескольких вариантов, предлагаемых нормативными документами;
3) самостоятельно разрабатывает методику учета фактов хозяйственной жизни, относительно которых нормативные документы не содержат специальных предписаний;
4) руководствуясь пунктом 4 статьи 13 закона "О бухгалтерском учете" разрабатывает методику учета конкретных фактов хозяйственной жизни, отличную от устанавливаемой нормативными актами.

Наличие такого широкого поля деятельности при формировании организацией своей учетной политики означает, что специальные предписания нормативных актов, определяющие методику бухгалтерского учета конкретных фактов хозяйственной жизни, согласно пункту 4 статьи 13 закона "О бухгалтерском учете", фактически носят рекомендательный характер.

Такое положение вещей полностью соответствует центральной идее Международных стандартов финансовой отчетности - приоритету профессионального суждения бухгалтера перед буквой рекомендаций нормативного документа.

Таким образом, достоверной следует считать бухгалтерскую отчетность организации, соответствующую ее учетной политике, положения которой раскрыты, объяснены и обоснованы в пояснительной записке к этой бухгалтерской отчетности. Это означает, что в пояснительной записке должны быть отражены:

  • во-первых, выбранные варианты учета из предложенных нормативными документами;
  • во-вторых, самостоятельно разработанная организацией методика учета фактов хозяйственной деятельности;
  • в-третьих, случаи отступления от предписаний нормативных документов по бухгалтерскому учету в соответствии со статьей 13 закона "О бухгалтерском учете".

В Законе о бухгалтерском учете, Положении по бухгалтерскому учету (ПБУ) 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» и некоторых других документах содержатся основные требования к бухгалтерской отчетности. Так, бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. При этом достоверной и полной считается бухгалтерская (финансовая) отчетность, сформированная и составленная исходя из требований, установленных системой правового регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Такими требованиями, установленными в Законе о бухгалтерском учете, являются следующие:

  • денежное измерение объектов бухгалтерского учета производится в валюте Российской Федерации (п. 2 ст. 12);
  • бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации (п. 3 ст. 6);
  • каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (п. 1 ст. 9);
  • учетная политика должна применяться последовательно из года в год (п. 5 ст. 8);
  • бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральными стандартами (п. 3 ст. 10);
  • активы и обязательства подлежат инвентаризации (п. 1 ст. 11);
  • данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета (п. 1 ст. 10);
  • не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета (п. 2 ст. 10).

С 2013 г. впервые в Законе закреплены требования не только к ведению бухгалтерского учета, но и непосредственно к формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности. Этому посвящена ст. 13 Закона о бухгалтерском учете:

«Статья 13. Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности

  • 1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.
  • 2. Экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.
  • 3. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год.
  • 4. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.
  • 5. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный период менее отчетного года.
  • 6. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.
  • 7. Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в валюте Российской Федерации».

Данные требования детализируются в ПБУ 4/99: например, если при составлении бухгалтерской отчетности организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

При формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности организация не должна делать акцентов на удовлетворение интересов одних групп заинтересованных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности перед другими.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность организации должна включать показатели деятельности филиалов, представительств и иных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы.

Организация должна придерживаться принятых форм и показателей бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах , пояснений к ним последовательно от одного отчетного периода к другому. Изменения допускается в исключительных случаях, например при изменении вида деятельности, проведении реорганизации. Существенное изменение должно быть раскрыто в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности с указанием причин, вызвавших изменение.

По каждому числовому показателю бухгалтерской (финансовой) отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному. Если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то они подлежат корректировке в соответствии с правилами бухгалтерскому учету. Существенные корректировки должны быть раскрыты в пояснениях к отчетности.

Статьи бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и других форм отчетности, по которым отсутствуют числовые значения активов, обязательств, доходов, расходов и иных показателей, должны прочеркиваться или вообще не приводиться.

В то же время показатели об отдельных видах активов, обязательств, доходов, расходов и фактов хозяйственной жизни должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно, если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Важным требованием является применение принятой организацией учетной политики последовательно от одного отчетного года к другому. Изменение учетной политики организации может производиться только в следующих случаях:

  • изменение требований, установленных законодательством Российской Федерации или иных нормативных актов по бухгалтерскому учету;
  • разработка или выбор нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
  • существенное изменение условий деятельности экономического субъекта.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и производиться с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения. Изменение учетной политики по сравнению с предыдущим годом должно быть объяснено в текстовой части годового отчета.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна быть составлена на русском языке и быть подписана руководителем организации. Требования, установленные в Законе о бухгалтерском учете и других нормативных актах, фактически являются основополагающими принципами, на которых базируется составление бухгалтерской отчетности во всех организациях, находящихся на территории Российской Федерации.

В бухгалтерской (финансовой) отчетности не допускается никаких подчисток и помарок. В случаях исправления ошибок делаются соответствующие оговорки, которые заверяют лица, подписавшие отчет, с указанием даты исправления.

Качественные характеристики бухгалтерской (финансовой) отчетности

Целью развития бухгалтерского учета и отчетности является создание условий и предпосылок последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике Российской Федерации. В частности, функции формирования информации о деятельности хозяйствующих субъектов, полезной для принятия экономических решений заинтересованными внешними и внутренними пользователями (собственниками, инвесторами, кредиторами, органами государственной власти, управленческим персоналом хозяйствующих субъектов и др.).

Понятие «полезность» в экономической теории трактуется как абстрактная категория, характеризующая меру удовольствия, пользы или удовлетворенности, которую получают люди от потребления благ. Отбросив слово «удовольствие» как неупотребимое в бухгалтерской терминологии, получим следующее определение: полезная бухгалтерская (финансовая) отчетность - благо, потребляя которое пользователи получают пользу и удовлетворенность (прежде всего, финансовую).

Сравним основные цели составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, определенные ПБУ и международными стандартами (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Цели составления финансовой отчетности

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении (п. 6 ПБУ 4/99)

Целью финансовой отчетности общего назначения является предоставление информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств компании, полезной для широкого круга пользователей при принятии экономических решений (п. 7 МСФО 1)

GAAP США

Финансовая отчетность должна обеспечивать полезной информацией реальных и потенциальных инвесторов, кредиторов и других ее пользователей для принятия решений об инвестировании, кредитовании и др. (SFAC 1, par. 32)

Мы видим, что в П БУ 4/99 нет четкого указания, что цель финансовой отчетности состоит в представлении информации об организации, полезной для широкого круга пользователей при принятии экономических решений. В то же время международные и американские стандарты отводят полезности информации решающую роль при составлении финансовой отчетности. Так, в США главное требование, предъявляемое к отчетности - полезность информации для принятия пользователями коммерческих решений.

Таким образом, можно сказать, что при общем сходстве целей финансового учета и отчетности в российских и зарубежных стандартах акценты в них расставлены по-разному. В МСФО и GAAP США приоритет отдается принятию эффективных решений на базе данных отчетности, достоверность данных просто подразумевается как необходимое условие, а в России приоритетным является достоверное отражение экономических событий, т.е. российский подход носит более ограниченный характер.

Несомненно, что такое положение дел обусловлено историческими и национальными особенностями России.

Наша страна лишь недавно простилась с командно-административной системой. Много десятилетий бухгалтеры имели возможность действовать только в соответствии с буквой законов, нормативных актов, приказов, писем, указаний и т.д. Регламентации были подвергнуты даже незначительные бухгалтерские операции.

Само понятие полезности бухгалтерской информации впервые появилось в российской правовой базе в 1995 г. В Приказе Минфина РФ от 19.10.1995 г. № 115 «О годовой бухгалтерской отчетности организаций за 1995 год» указывалось, что «при изложении основных показателей деятельности может быть приведена ... аналитическая информация, полезная для получения более полной и объективной картины об имущественном и финансовом положении организации».

В дальнейшем указание на полезность нашло отражение в аналогичных приказах Минфина РФ (от 12.11.1996 г. № 97 «О годовой бухгалтерской отчетности организаций», от 22.07.2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» и др.).

Таким образом, можно констатировать, что с 1995 г. Минфин РФ предпринимал попытки убедить организации в необходимости представления информации, полезной для заинтересованных пользователей. Но только после принятия в 2004 г. Концепции развития бухгалтерского учета в нормативном документе Минфина РФ появилось требование приводить в отчетности полезную информацию.

Требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности изложены также в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, разработанной в 1997 г. Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ и Институтом профессиональных бухгалтеров (И П Б).

Качественные характеристики отчетной информации, с помощью которых достигается ее полезность для заинтересованных пользователей, представлены на рис. 1.3.

Таким образом, качественными признаками полезной отчетной информации являются уместность, надежность и сравнимость.

Рис. 1.3.

Отчетная информация считается уместной, если ее наличие или отсутствие способно повлиять на решения пользователей, если она помогает им оценить прошлые, настоящие или будущие события.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна быть доступна для понимания подготовленных пользователей.

При составлении бухгалтерских отчетов необходимо определить, какие из отчетных данных могут удовлетворять требования различных пользователей. Традиционным для российской учетной практики является количественный показатель существенности, равный 5% от общего итога. Однако значимость того или иного элемента информации определяется не только его величиной в количественном выражении, но и той ролью, которую этот элемент может играть. Поэтому правильнее говорить, что информация является существенной, если ее отсутствие или искажение может повлиять на решения пользователей, принимаемые на основе такой информации.

Надежность (достоверность) - второй важнейший признак полезной отчетной информации, гарантирующий ее пользователям не только объективность отражения данных, но и отсутствие существенных ошибок.

На надежность информации, представляемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, оказывают влияние следующие основные факторы:

  • правдивость представляемых данных. Например, в бухгалтерском балансе должны отражаться реальные величины активов, обязательств и собственного капитала организации на отчетную дату, сложившиеся под влиянием хозяйственных операций, происходивших в действительности. Приводимые в отчете о прибылях и убытках данные о доходах и расходах должны в максимальной степени отражать именно те уменьшения и увеличения экономических выгод, которые относятся к этому периоду;
  • надежность оценок, сформулированных внешними пользователями на основе бухгалтерской отчетности, определяется качеством содержащихся в ней данных. Поэтому включаемые в отчетность сведения обязательно должны подвергаться предварительной проверке на предмет их соответствия положениям действующих нормативных актов;
  • полнота отчетной информации, т.е. все хозяйственные операции должны найти отражение в формах бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • нейтральность, т.е. отсутствие направленности на интересы определенных групп пользователей. Иными словами, отчетная информация должна быть объективной по отношению к различным пользователям. Кроме того, сама структура информации и форма ее представления не должны влиять на выбор решения, предопределять какой-либо результат. Каждому пользователю должна представляться одинаковая отчетная информация;
  • приоритет содержания над формой. Экономическая сущность должна преобладать над юридической формой представляемой информации. Например, если экономические выгоды от использования актива получает данная организация, то она и должна его отражать в своей отчетности, даже если право собственности на него принадлежит другой организации. Если это невозможно сделать в основных формах отчетности в силу требований нормативных документов, то в пояснительной записке следует раскрыть информацию о таких операциях и событиях, по которым юридическая форма отличается от экономического содержания;
  • осмотрительность. При оценке надежности информации, представленной в бухгалтерской (финансовой) отчетности, необходимо учитывать факторы неопределенности в оценке активов, обязательств, доходов, расходов. В целом данный принцип означает, что активы и доходы не должны быть завышены, а обязательства и расходы - занижены. Кроме того, осмотрительность необходимо проявлять при оценке последствий каких-либо событий (например, событий после отчетной даты или создания оценочных резервов).

Наконец, третий признак полезной отчетной информации - сравнимость, которая предполагает возможность для пользователей сравнивать показатели данной бухгалтерской (финансовой) отчетности с отчетностью за предшествующие периоды и определять тенденции развития организации.

Сравнимость обеспечивается следующими условиями:

  • раскрытие учетной политики в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности. Пользователи должны владеть информацией о положениях учетной политики организации, влияющих на показатели бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. В то же время, если изменение учетной политики может привести к получению более экономически точных учетных данных, то организация должна вопреки требованию сравнимости изменить положения учетной политики. Таким образом, сравнимость уступает по своей значимости уместности и надежности;
  • сопоставимость, означающая, что пользователи также должны иметь возможность сравнивать бухгалтерскую отчетность данной организации с отчетностью других организаций. Это позволит определить ее место на рынке или в определенной отрасли.

Кроме рассмотренных качественных характеристик бухгалтерской (финансовой) отчетности необходимо принимать во внимание ограничения , возникающие в процессе ее формировании:

  • своевременность - отсутствие задержки в представлении отчетной информации, поскольку для пользователей более ценной является та информация, которую они имеют в нужный момент. С этой позиции необходимо обеспечить оптимальное соотношение между уместностью и надежностью, ведь наиболее оперативная информация скорее всего не будет обладать достаточной надежностью, а с другой стороны, получение максимально достоверной информации может привести к снижению ее уместности из-за увеличения времени составления;
  • рациональность - заключающаяся в том, что польза от применения отчетной информации должна превышать затраты на ее подготовку и формирование.

Кроме того, необходимо стремиться и к тому, чтобы бухгалтерская отчетность была прозрачной (в зарубежной терминологии - транспарентной), т.е. содержать доступную и понятную информацию о финансовом положении организации и результатах ее деятельности.

  • До 2013 г. - отчет о прибылях и убытках. - Прим. авт.