Проекты делятся по видам деятельности:

  • Творческо-исследовательские проекты, которые позволяют детям экспериментировать и результат оформлять наглядно в виде стенгазет, стендов и пр.
  • Ролево-игровые проекты, позволяющие в игровой форме в образе персонажей решать поставленные задачи.
  • Информационные проекты, которые дают возможность собирать информацию, анализировать и оформлять на стендах, витражах и т.д.

Готовые проекты

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
  • Проекты по благоустройству территории участков детских садов
  • ПДД, дорожное движение, светофор. Проекты, планы, отчеты
По группам:

Показаны публикации 1-10 из 48103 .
Все разделы | Проекты. Проектная деятельность в детском саду

Краткосрочный проект «Весна пришла» Проект в первой младшей группе «Весна пришла» Вид проекта : практико- ориентировочный Участники : дети первой младшей группы, их родители, воспитатели. Продолжительность : краткосрочный (5 дней, вторая декада апреля. Образовательные области : - социально-коммуникативное развитие; -...

Проект опытно-экспериментальный по пожарной безопасности для старших дошкольников «Тайна волшебного пламени» Проект опытно-экспериментальный по пожарной безопасности для старших дошкольников «Тайна волшебного пламени.» Воспитатели : Еремина С.С. Тема : Экспериментальная непосредственная образовательная деятельность по пожарной безопасности для старших дошкольников «Тайна волшебного...

Проекты. Проектная деятельность в детском саду - Педагогический проект «Наша армия сильна»

Публикация «Педагогический проект «Наша армия...» Педагогический проект «Наша армия сильна» Березнева Татьяна Алексеевна воспитатель Матвеева Наталья Александровна воспитатель Основным направлением работы с детьми является, сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребёнка, и его всестороннее развитие....

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Проектно-исследовательская деятельность в детском саду Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не памятью. Л.Н. Толстой Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств...

Проект «Юный фотограф» В современном мире разнообразие и доступность гаджитов растет с каждым днем. . Современные дошкольники легко и с удовольствием общаются с гаджетами. В каждой семье есть компьютер, планшет, телефон и т.д. Наша задача, как педагогов, создать такие условия, чтобы электронные...

Проект «Осторожен будь всегда» Актуальность проблемы: Основы безопасности – один из наиболее актуальных вопросов для любого возраста. Детям, начиная с самого детства, следует на примере и наглядно показать последствия неправильного поведения человека в той или иной опасной ситуации. Дошкольный возраст –...

Проекты. Проектная деятельность в детском саду - Проект «Липецкая область - край родной»

Проект «Липецкая область- край родной» в старшей группе воспитатель: Попадьина Т.В. Паспорт проекта Вид проекта: исследовательский. Продолжительность: краткосрочный 1 месяц. Участники проекта: дети группы, воспитатель, родители. Образовательные области: Познание, Коммуникация,...

Муниципальное общеобразовательное учреждение
детский сад № 27 «Чебурашка».

Проект в подготовительной группе
тема проекта : « Времена года»

Подготовила:

воспитатель


Цветкова Ольга Игоревна.

Ржев. 2013-2014г.г.

Тип проекта: практико - ориентированный, информационно – творческий.

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группе, физической инструктор, музыкальный руководитель, родители.

Срок реализации: долгосрочный (1 год).

Формы работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.

Актуальность: Учитывая рекомендации ФГОС по чтению очень важно комплексно и качественно подготовить детей к школе.
* Сформировать звуковую культуру речи детей через игровую деятельность в детском саду и в семье.
* Создать условия для обеспечения готовности старших дошкольников к обучению в школе.

*Укреплять связь ДОУ с семьей.
* Развивать мелкую и крупную моторику, связную (диалогическую и монологическую) речь.

* В результате развивающих занятий научить детей логическому мышлению, способности к анализу, знакомить с устройством окружающего мира и научить общаться между собой.

Цель: развитие связной речи детей.

Задачи: 1. Развивать у детей особенности связной диалогической и монологической речи; активизировать словарь детей.
2. Формировать эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.
3. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе, отражать в рисунках признаки природы в разные времена года, используя различные методы рисования, познакомить с нетрадиционными техниками рисования.
4. закреплять умение самостоятельно сочинять экологические сказки, составлять загадки, придумывать небылицы.
5. Развивать память, внимание, мышление, эстетический вкус.
6. Воспитывать у детей любовь к природе, бережное к ней отношение.

Предполагаемый результат:
1. Будут сформированы:
а) Навыки связной речи у старших дошкольников, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи.
б) Положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.

2. Состоится становление ребёнка как личности.

3. Повысится педагогическая компетентность родителей.

4. Будет установлено деловое взаимодействие.

Этапы проекта:

I . Организационный.
II . Основной (практический).
III . Заключительный.


I . Организационный этап:

Анализ предметной среды.

Сбор информации, материала для реализации проекта.

Разработка гипотезы, цели и задач проекта.

II . Основной (практический) этап.

1. Коммуникация.
А) Беседы «Как природа рисует красками»
«Весна»
«Как я отдыхаю летом»
« Времена года»

Б) Рассматривание иллюстраций художников: Шишкина, и. Левитана, И. Грабаря, фотографий, открыток.

В) Рассматривание репродукций картин по теме «Зима» (К. Юона «Русская зима», И. Шишкина «Сосна», и. Грабаря «Февральская глазурь»).

2. Игровая деятельность:

Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?»,
«Сложи картинку», «С какого дерева лист?»
« Подбеги к дереву», «Узнай по описанию»,
« Назови детеныша», «Кто где живет?»,
«Чей голосок?» «А что потом?»,
« Отвечай быстро», «Кузовок».

Цель: формировать смекалку, сообразительность, логическое мышление, закреплять знания о сезонных изменениях в природе.

Подвижные игры : «Раз, два, три, к дереву беги»

3 . Чтение художественной литературы:

Стихи, загадки, приметы, поговорки.
А. Федорова «Мороз»,
Л.Толстой «Декабрь»,
Ф. Тютчев «Весна», «Весенние воды»,
С. Есенин «Черемуха»

Художественное творчество

- Рисование «Волшебные краски осени» (знакомство с техникой печатания листьями).
«Ветка рябины» (печатание ватными палочками),
«Волшебная зима», «Мои волшебные снежинки» (рисование акварелью).
«Первый снег» (рисование пальчиками).
«Мое любимое дерево зимой» (гуашь).
«Ветка с первыми листочками» (акварель).
«Весенний букет» (гуашь).
«Грачи прилетели» (акварель).
«Летнее настроение» (акварель).
«На реке» (цветные карандаши).
«Летом в лесу» (цветные карандаши).
«Мои любимые цветы» (акварель).
-изготовление картин о лете из природного и бросового материала.

- Аппликации: «Грибочки в лукошке»
«Дары осени».
Музыка:
-Слушаем: «Осень» А. Вивальди из цикла «Времена года»
П. И. Чайковский «Осенняя песня. Октябрь»
«Декабрь. Святки»
Шаинский «Снежинки»
Песни о временах года – слушание и разучивание.

Работа с родителями:

Изготовление костюмов к развлечению.
-Изготовление вместе с детьми поделок из природного материала.
-Оформление информационного стенда.
- Участие в развлечении.

III . Заключительный этап:

Оформление результата проекта в виде презентации.
- Оформление альбома «Времена года».
- Проведение развлечения «Круглый год».

Формы реализации проекта:

1. НОД.

2. Создание творческих работ детей, альбома «Времена года».
3. Заучивание стихов, песен.
4. Составление рассказов о временах года, загадок.
5. Совместное развлечение с родителями.

Результаты реализации проекта:

1. Сформированы навыки связной речи у старших дошкольников, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное.
2. Произошло становление ребёнка, как личности.
3. Повысилась педагогическая компетентность родителей.
4. Установлено деловое взаимодействие.

Паспорт проекта.

Тема: «Готовимся к школе, играя!!!»

Разработчик: Воспитатель 1-ой квалификационной категории МБДОУ № 7 г. Майкопа Авагян Екатерина Сосиковна

Проблема:

В настоящее время первоклассники развиты хуже, чем их сверстники в середине прошлого века, потому что психологическая готовность не формируется на занятиях по школьному типу.

Это объясняется тем, что наши дети все меньше и меньше играют в традиционные игры (сюжетно-ролевые, развивающие, игры с правилами, дидактические, реже занимаются конструированием, лепкой, рисованием, аппликацией. Все виды детской деятельности вытесняются компьютерными играми. Родители стремятся начать систематическое обучение своего ребенка как можно раньше, причем помимо детского сада его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу, изостудию и т. д. Им невдомек, что такое обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует психическому развитию ребенка.

Готовность к школе – это социально - коммуникативные предпосылки к овладению учебной деятельностью, которые формируются внутри ведущей деятельности, то есть в игре.

Сроки реализации:

Декабрь – февраль

Вид проекта:

Игровой, долгосрочный, групповой.

Участники:

Дети подготовительной группы, воспитатели, родители, педагог-психолог.

Обоснование проекта :

Анализ педагогического наследия показал, что во все времена педагоги высказывали мысли о подготовке к школьному обучению. Она должна заключаться в правильной организации жизни детей, своевременном развитии их способностей, а также пробуждения интереса к школе и учению. А так как в дошкольном детстве нет для детей ничего более близкого, понятного и приятного чем игра, то и подготовка эта должна идти через игру.

Актуальность:

Поступление в школу – серьёзный этап в жизни каждого ребёнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю.

Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. И здесь важную роль играет информация о школе и способ её подачи родителями и воспитателями ДОУ.

В психолого-педагогических исследованиях рассматриваются вопросы специальной и общей готовности ребёнка к школе. По мнению учёных, одной из сторон психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивах учения, отношении детей к школе, учителю, школьным обязанностям и положению ученика, в способности сознательно управлять своим поведением.

И высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе. У дошкольника может быть

не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это несоответствие отмечают и учителя школ.

Так как в дошкольном детстве все же ведущей деятельностью является игра, то нам видится, что более комфортно для детей можно подготовить их к школе с помощью игровых технологий.

Новизна:

Разработка такой модели игровых технологий, с помощью которой можно подготовить детей к школе.

Цель:

Формирование положительного отношения детей к предстоящему школьному обучению, личностных качеств, адекватной самооценки и психологической готовности в целом с помощью игровых технологий.

Задачи:

Образовательные:

создание предметно-развивающей среды для ознакомления воспитанников со школой (дидактические и сюжетно-ролевые игры);

знакомство детей со школой и профессией учителя в сюжетно-ролевых играх;

Развивающие:

Развитие психологических функций необходимых для обучения в школе через дидактические и сюжетно-ролевые игры;

Укрепление физического и психического здоровья через спортивные и подвижные игры;

Воспитательные:

воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной группы.

Этапы работы:

I этап – организационно-подготовительный:

    Постановка проблемы – «Как «комфортно» подготовить детей к школе?»;

    Изучение литературы по теме;

    Подготовка предметно-пространственной среды;

II этап – рефлексивно-диагностический:

    Выявление уровня мотивационной готовности детей к школе;

    Анкетирование родителей.

III этап – практический:

Реализация проекта через:

    Сюжетно-ролевые игры;

    Дидактические игры;

    Подвижные игры;

    Продуктивную деятельность;

    Работу с родителями.

Получение продукта проекта – изготовление альбома «Какой я вижу школу»;

Фотовыставка «Скоро в школу мы пойдем!»

IV этап - заключительный:

    Анкетирование родителей «Что вы знаете о подготовке детей к школе?»

    (родители с детьми)

    Презентация проекта на педсовете;

    Анализ проекта.

Ожидаемые результаты:

    мотивация на учебу;

    развитие произвольности;

    сформированность наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;

    развитие пространственных представлений;

    развитие познавательных процессов;

    проявление самостоятельности.

Перспективное планирование проектной деятельности

1-й этап – организационно-подготовительный

Мероприятия

Сроки

Результат

С педагогами

Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала

1-2 неделя декабря

Повышена компетентность педагогов по теме

С воспитанниками

Постановка проблемы «Как «комфортно» подготовиться детям к школе?»

1-2 неделя декабря

У детей определен интерес к предстоящей деятельности.

Разработка содержания проекта

1-2 неделя декабря

Определены основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты

Подготовка предметно-пространственной среды

Подготовлены атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические и настольные игры.

С родителями

Знакомство родителей с предстоящим проектом.

1-2 неделя декабря

Вызван интерес к предстоящей деятельности.

2-й этап – рефлексивно-диагностический

Мероприятия

Сроки

Результат

С педагогами

Выявление предполагаемых затруднений

2-3 неделя декабря

Определены предполагаемые трудности.

С воспитанниками

«Интервью» с детьми – «Что такое школа?»

2-3 неделя декабря

Определен уровень психологической готовности детей к школе.

С родителями

Анкетирование родителей «Что такое готовность к школе?»

2-3 неделя декабря

Определен уровень компетентности родителей по вопросам подготовки детей к школе.

3-й этап – практический

Образовательная область

Мероприятия

Сроки

Результат

С педагогами

Консультация «Как «комфортно» подготовить детей к школе»

2-я неделя января

Повышена компетентность педагогов по теме.

С воспитанниками

1

Социально-коммуникативное развитие

Инсценировка «Правила поведения в школе»

Создание проблемной ситуации – «Тебя зовут баловаться на перемене»;

«Идет урок, а тебе хочется поиграть»

январь - 1-я неделя февраля

Умеют изменять ролевое действие по ходу реализации игры.

2

С/р игры: «Школа»:

Сюжеты – «Учитель ведет урок – дети выполняют его задания»;

«Звенит звонок – перемена»;

«Завуч распределяет расписание занятий»;«Библиотека»

Дети могут самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Умеют творчески развивать сюжеты игры.

3

Настольные игры на развитие логики, внимания, памяти, мышления, графические диктанты.

В игровом взаимодействие развитие навыков учебной деятельности.

4

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

Дети через игровое взаимодействие имеют опыт ведения дискуссий на различные темы.

5

Ролевая игра «Хитрый гном»

Создание проблемной ситуации – «Надо найти такое же изображение, которое гном показывает на короткое время»

Через игру развита память, зрительное внимание ребенка.

1

Познавательное развитие

Экскурсия в школу

Дети знакомы со школой

2

Презентация: «Школа прошлого и настоящего»

С помощью компьютерных технологий дети имеют возможность «окунуться» в прошлое.

3

Конструирование «Моя школа»

Дети через продуктивную деятельность имеют возможность выразить свои представления о школе.

1

Речевое развитие

Кто такие первоклассники?

Через художественное слово расширение знаний о школе.

2

Составление монологического рассказа – «Почему я хочу учится в школе?»

3

Каким будет мой первый день в школе? (фантазийный рассказ)

4

Анализ и заучивание пословиц

5

Чтение художественной литературы:

В Драгунский «Где это видано, где это слыхано», «Заколдованная буква»,

«Удивительный день»

А. Барто «В школу»

Г. П. Шалаева «Большая книга правил поведения»

Н. Носов «Фантазёры»

В. Осеева «Волшебное слово», «Почему?»

Ю. Коваль «Нулевой класс»

В. Голявнин «Не везёт» «Карусель в голове»

1

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация «Что я возьму в школу»

январь - 1-я неделя февраля

В продуктивной деятельности закреплены знания о школе, школьных принадлежностях.

2

Лепка «Самый красивый портфель»

3

Рисование «Моя будущая учительница»

1

Физическое развитие

Беседа: «Мой режим дня».

«Как мы закаливаемся»

«Сильные и ловкие»

январь - 1-я неделя февраля

Развитие двигательных умений и укрепление здоровья.

С родителями

1

Консультация:

« Готовность ребенка к школе»

январь - 1-я неделя февраля

Повышена компетентность родителей по вопросам развития ребенка.

2

Фотовыставка «Мама с папой тоже были первоклассниками»

Родители могут понять психологическое состояние своего ребенка через свои воспоминания.

3

Семинар-практикум «Играя, готовимся к школе»

Родители имеют представления об игровых способах подготовки детей к школе.

4

Повышена компетентность родителей по вопросам развития волевых качеств и предпосылок учебной деятельности.

5

Презентация на родительском собрании «Как мы «шли» к школе»

Родители могут сравнить своих детей в разном возрасте.

С социумом

Освещение хода реализации проекта на страничке сайта

В течение реализации проекта

Открытость деятельности по реализации проекта.

4-й этап - заключительный

Мероприятия

Сроки

Результат

С педагогами

Презентация проекта на педсовете

2-я - 4-я неделя февраля

Педагоги имеют представление о проекте и проектной деятельности.

Анализ проекта

2-я неделя февраля

Определен результат проекта.

С воспитанниками

Фотолента «Скоро в школу мы пойдем»

2-я - 4-я неделя февраля

Представлен результат работы над проектом.

Представление продукта проекта – альбом «Какой я вижу школу»

2-я - 4-я неделя февраля

Дети имеют возможность выразить свои представления о школе

С родителями

Анкетирование родителей « Что вы знаете о подготовке детей к школе»

2-я - 4-я неделя февраля

Определен уровень усвоенных родителями знаний по теме проекта.

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

2-я - 4-я неделя февраля

Родители и дети имеют опыт совместной деятельности. Родители имеют представления об интеллектуальных способностей своих детей

С социумом

4-я неделя февраля

Выявлена заинтересованность родителей проектом.

Обеспечение проекта:

    А.К. Бондаренко, Дидактические игры в детском саду, М – Просвещение, 1991.

    ж. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения, № 5/2007, М – Творческий центр Сфера.

    ж. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения

№ 2/2008, №9/2008, №9/2011, М – МЦФЭР

    Интернет ресурсы.

Марина Козарез

Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму»

Китайская пословица

Пояснительная записка. Детство – пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации.

Детское экспериментирование - замечательное средство интеллектуального, познавательного развития дошкольников. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. А еще в ходе экспериментирования ребенок учится учиться.

Эффективным методом развития детской любознательности, а впоследствии познавательной активности, по их мнению, является детское экспериментирование.

Теоретической основой использования метода детского экспериментирования являются разработанные Н. Н. Подъяковым основные положения, среди которых особенно важны следующие :

* -детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества;

* -в нем наиболее мощно проявляется собственная познавательная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования) ;

* -в процессе экспериментирования достаточно четко представлен момент саморазвития : преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и Свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования;

* -детское экспериментирование является особой формой познавательной деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников;

* -в ходе экспериментирования идет обогащение всех психических процессов (памяти, мышления, внимания) ребенка, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения, развитие речи ребенка при формулировании обнаруженных закономерностей и выводов;

* -детское экспериментирование стимулирует становление самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата, как основы познавательной активности.

К подготовительной группе экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности у дошкольника как, самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

Тема : «Экспериментирование с магнитом. Свойства магнита»

Направленность : познавательно-исследовательский проект

Место проведения : МБДОУ №14 «Светлячок»

Участники проекта : дети подготовительной логопедической группы (6-7 лет, воспитатель, родители.

Продолжительность : краткосрочный проект (01.04.2017 – 15. 04.17)

Актуальность темы. Актуальность данной темы заключается в том, что дошкольный возраст является синцетивным периодом в жизни детей подготовительной группы . Именно на 6 – 7 году жизни дети чаще всего задаются вопросом «Как?» , «Почему , «Откуда?» , «Зачем?» . Работая с детьми на протяжении полугода, я почувствовала необходимость обучать детей нетрадиционным методам, которые поддерживали бы познавательный интерес и привели бы их к открытиям. Возможности использования такого подхода в развитии дошкольников описаны такими авторами как Н. Е. Веракса, Е. В. Марудова, О. В. Дыбина, А. И. Иванова и др. Экспериментальная деятельность способствует всестороннему и гармоничному развитию каждого ребенка, раскрывая его потенциал. В экспериментальной деятельности дошкольник находит ответы в окружающей действительности, познает мир начиная с ближайшего окружения.

Цель проекта : развивать познавательную активность, интеллектуально – творческий потенциал личности ребёнка, путём совершенствования его исследовательских способностей.

Задачи проекта :

1. Совершенствовать знания детей о магните и его свойствах и способности притягивать железо через разные вещества и материалы;

2. Организовать предметно-развивающую среду.

3. Развивать интерес к исследовательскому поиску.

4. Стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских и коммуникативных способностей в процессе обучения и повседневной жизни.

5. Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников.

Формы реализации проекта :

Наблюдения

Игровая деятельность

Продуктивная деятельность детей.

Чтение художественной литературы

Этапы реализации проекта :

1 этап – подготовительный .

Изучить и проанализировать методическую литературу по теме

Составление планирования опытно-экспериментальной деятельности

Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.

2 этап – основной.

Внедрение в воспитательно – образовательный процесс опытно-экспериментальной деятельности. Перспективный план.

3 этап – заключительный.

Определить эффективность проведенной работы

Провести анализ полученных результатов.

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Планирования опытно-экспериментальной деятельности

1-2 неделя

Беседы 1. «Магнит и его свойства» . Цель

2. «Тайны магнита» . Цель

Дидактические игры 1. «Магнитная азбука» ,

2. «Рыболов» ;

3. «Геометрическая мозаика» и т. п

Эксперименты 1.«Волшебный магнит» .

2. «Бумажные гонки» .

Чтение художественной литературы 1. Чтение отрывка из сказки А. Волкова ,

2. П. Бажов «Серебряное копытце» .

Продуктивная деятельность 1. Самостоятельная игровая деятельность конструктор «Наука магнитов» , «Конструктор металлический» ,

2. Досуговая деятельность «День изобретений» . Программные задачи «человек-изобретатель»

Работа с родителями Совместно с родителями была организованна тематическая зона «Экспериментирование» подготовлен дидактический материал на тему «Магнит в нашей жизни» .

Итоговое открытое занятие «Приключения Незнайки» . Цель

Задачи : - совершенствовать знания детей о магните и его свойствах и способности притягивать железо через разные вещества и материалы; -совершенствовать умение давать развернутое определение материала; - закрепить умение работать с магнитом, определять материалы, которые могут примагничиваться; - закрепить слова «примагничиваться» , «магнетический» ; - развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, - развивать мелкую моторику рук; - закрепить знания о правилах техники безопасности во время работы с магнитом; - воспитывать самостоятельность, желание приходить на помощь другим; - Воспитывать умение выслушивать ответы детей, не перебивать.

2 этап – основной.

«Магнит и его свойства»

Цель : учить детей отличать магнит от других камней, исследовать его свойства, развивать мышление память, внимание, воспитывать усидчивость, умение работать в коллективе.

1 часть : Вводная (информационно-познавательная)

Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в мир знаний, открытий, экспериментов и исследования. Мы узнаем с вами что такое Магнит и познакомимся с его свойствами. Ребята, а кто-нибудь знает, что такое магнит? Из чего он сделан? (дети высказывают свои предположения) .

Воспитатель : Магнит сделан из сплавов, которые способны создавать магнитное поле, в основном это железо или сталь. Любой магнит, любого размера, даже самый маленький имеет северный и южный полюса. Разные полюса притягиваются друг к другу, а одинаковые полюса отталкиваются друг от друга

Детям предлагается рассмотреть магниты разной формы и величины (дети рассматривают магниты и пробуют экспериментировать) .

2 часть Практическая (опытно-экспериментальная)

Воспитатель : А теперь я приглашаю вас в лабораторию . Воспитатель : в нашей лаборатории вы все сможете поэкспериментировать с магнитом и различными предметами, которые находятся перед вами.

Воспитатель : А для начала, я расскажу вам почему магнит так назвали .

По старинной легенде в давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название "магнит".

Воспитатель : ребята, а вы любите опыты? Да.

Опыт. Что притягивается к магниту?

На столе у каждого лежат скрепки, винтики, гвозди, шурупы, монетки .

Вывод : Скрепки, винтики, гвозди, шурупы, монетки - притягиваются к магниту.

Опыт. Может ли магнит действовать через препятствие?

Детям предлагается стеклянный стакан с водой, скрепка и магнит. В стакан с водой бросаем скрепку. Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх. Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. (дети проводят эксперименты и делают вывод) .

Вывод : Магнит может действовать через препятствие.

«Тайны магнита» .

Цель : систематизировать знания детей о магните и его свойствах; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; стимулировать самостоятельность и активность детей; способствовать обогащению словаря.

Словарная работа : магнетизм, полюса, магнетит, искусственный магнит, постоянный магнит, лаборатория , профессор, ученые, глобус, компас, магнитное поле.

Ход беседы: Сказка «Приключения с Магнитом»

Однажды два брата капитана обнаружили необычный камень. Он лежал среди тысячи других вещей, и сначала был вроде как лишь тяжелее прочих. Но когда они приближали его к некоторым предметам, они чудесным образом липли к нему. А потом, вдруг, ни с того ни с сего камень… заговорил. (можно с мамой-рассказчиком, на ушко)

Он рассказал, что был когда-то человеком, которого звали Магнитом. И обладал он необыкновенным свойством притягивать добрых людей и отталкивать людей со злыми помыслами.

Случилось так, что его полюбила красивая молодая, но злая колдунья Веера. Чтобы подойти к нему она даже пыталась делать добрые дела, но Магнит не обманешь, и она все равно отталкивалась от него и не могла приблизиться к нему даже на шаг - то расстояние, с которого она могла бы поменять его полюса, чтобы он стал притягивать плохое, а отталкивать хорошее.

После безуспешных попыток Веера разозлилась и превратила его в тяжелый камень. Но его притягательные и отталкивающие способности остались с ним, правда, лишь по отношению к железным предметам. Да и говорить он теперь мог далеко не со всеми.

Также Магнит рассказал братьям, что на одном острове у него есть клад, который ему очень хотелось бы вернуть. Чтобы его найти, нужно плыть строго на север.

Но, как мы найдем, где Север? - спросил младший капитан. - Наш компас неисправен и находится в ремонте.

Я укажу вам север, - спокойно сказал волшебный камень.

Приготовьте чашку с водой, кусочек ткани или плотной бумаги и иголку. Теперь потрите острие иголки об одну мою сторону, а ушко - о другую. Воткните ее в ткань и положите в воду. Иголка покажет направление Юг-Север.

Капитаны так и сделали. Иголка указала им правильный путь, и они поплыли к таинственному острову.

На берегу острова среди камней и мусора, братья-капитаны нашли мешок с чем-то тяжелым.

В нем оказалось письмо. Только оно было какое-то странное. Все очертания перемешивались и скорее напоминали кучку каких-то мелких частиц.

Поднесите меня под листок, - хрипло сказал магнит.

Мальчики поднесли его под лист и, о, чудо! крошки стали двигаться и вскоре превратились в стрелку. Братья пошли в том направлении, куда она указывала.

Вскоре капитаны увидели огромную пропасть с зыбучим песком. Она была очень большой и очень глубокой. Все, что в нее попадало, бесследно пропадало.

Как же нам клад-то достать? - думали братья. - Слушай, Магнит, а твой клад тоже металлический?

Тогда, ты нам и поможешь!

Капитаны взяли Магнит и подняли его над пропастью, они водили им по всем сторонам, и вскоре собрали большую кучу его сокровищ :

Вскоре им попался огромный чан с водой, на дне которого виднелись монеты. И снова Магнит помог достать их со дна.

Довольные друзья загрузили сокровища на свой корабль. Но на море установился штиль. Не было ни намека на дуновение ветра. И тут снова магнит помог им. Он нырнул под воду и поплыл (проводим магнитом под «морем» . бумажный кораблик со скрепками послушно «плывет» за ним по картонному морю). А корабль, нагруженный его металлическими сокровищами, послушно поплыл вслед за ним.

Так сокровища Магнита с помощью его удивительных свойств и храбрости двух капитанов вернулись в его железные владения. С тех пор Магнит в благодарность, стал верой и правдой служить людям.

Конечно, это не все свойства магнита. Но мы теперь знаем, что магнит притягивает железные предметы, что он действует сквозь воду, через картон и через стекло, и даже на расстоянии.

Что-то говорит мне, что на этом знакомство с магнитом у нас не окончены. Так что ждите продолжениеКстати, а какие у вас любимые опыты с магнитом?

Желаю вам здоровья и побольше приятных эмоций!

Дидактические игры. «Магнитная азбука» , «Рыболов» ; «Геометрическая мозаика» и т. п

Эксперименты.

1. «Волшебный магнит»

1. Взять стакан с водой.

2. Положить в него деревянный кубик и канцелярские скрепки.

3. Подставить магнит к стенке стакана : магнит притягивает только металлические предметы, даже через стекло и воду.

2. «Бумажные гонки» .

В : Ребята, а как вы думаете можно ли завести бумажную машинку?

Д : Ответ детей.

В : Давайте положим машинку на лист картона, магнит под картон. Затем двигаем машину по нарисованным дорожкам.

Приступаем к гонкам.

В : Какой можно сделать вывод?

Вывод : Магнитная сила проходит через картон.

Чтение художественной литературы. Чтение отрывка из сказки (про Элю и Железного Дровосека) А. Волкова «Волшебник изумрудного города» , П. Бажов «Серебряное копытце» .

Продуктивная деятельность.

Конспект занятия для детей подготовительной группы на тему «День изобретений»

Виды деятельности : Познавательная, речевая, продуктивная.

Программные задачи : Познакомить с жизнедеятельностью замечательного изобретателя-самоучки Ивана Петровича Кулибина. Уточнять понятие «человек-изобретатель» ; обогатить знание о мире открытий и изобретений. Отрабатывать умение совместно выполнять задания, действия; закреплять умения слушать товарища, вести диалог, договариваться в игре.

Словарь новых слов : «человек-изобретатель» , наблюдательность, целеустремленность, любознательность, изобретательность;

Древность, старина, современность.

Предварительная работа : Рассматривание книги «Изобретения человека» Ю. Амченков. Чтение Р. Киплин «Кот, который гулял где ему вздумается» . Е. ЕфимивскиЙ «Как птицы и растения, С тобою там и тут … Живут изобретения, открытия живут» Рассматривание парных картинок «От природы к человеку»

Оборудование и материалы : Портрет И. П. Кулибину, картинки иллюстрированных его изобретений. Дидактическая игра «Изобретения человека» . Аудио запись колокольного перезвона. Карта-панно «река времени» , символизирующая линейное движение исторического времени : намечаются несколько «остановок» : «древность» - «старина» - «современность»

Ход непосредственной образовательной деятельности

Беседа - рассуждение : Давным-давно человек был очень близок к природе. Люди как-то заметили, что есть животные, которые гораздо лучше человека видят, лучше слышат, лучше охотятся, и стали использовать эти преимущества. Например, человек заметил, что у кабана очень острые клыки, и решил себе сделать такие же : он изобрел … (нож.) Вот этот человек, который впервые догадался изобрести очень нужные и полезные предметы для себя и для других людей, и был изобретателем! Как про него можно сказать, какой он?

Работа с родителями. Совместно с родителями была организованна тематическая зона «Экспериментирование» : приобретены наборы различных конструкторов, подготовлен дидактический материал на тему «Магнит в нашей жизни» .

Итоговое открытое занятие.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему «Приключения Незнайки»

Цель : расширить знания детей в области познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи :

Совершенствовать знания детей о магните и его свойствах и способности притягивать железо через разные вещества и материалы;

Совершенствовать умение давать развернутое определение материала;

Закрепить умение работать с магнитом, определять материалы, которые могут примагничиваться;

Закрепить слова «примагничиваться» , «магнетический» ;

Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы,

Развивать мелкую моторику рук;

Закрепить знания о правилах техники безопасности во время работы с магнитом;

Воспитывать самостоятельность, желание приходить на помощь другим;

Воспитывать умение выслушивать ответы детей, не перебивать.

Оборудование и материалы :

Технические средства – компьютер, проектор , экран, видеозапись, Магниты (каждому ребенку, различные металлические предметы (скрепки, гайки, и др., предметы из пластмассы, дерева, бумаги, картон (на каждого ребенка) . Набор «Металлического конструктора машины»

Словарная работа : Магнитические и немагнитические предметы, магнитная сила, притяжение, примагничивание.

Ход образовательной деятельности :

1. Организационный момент

Собрались мы вместе в круг

Ты мой друг и я – твой друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Воспитатель : Ребята сегодня я получила необычное видеописьмо. Но не стала его смотреть без вас. Воспитатель включает проектор «Незнайку» .

Незнайка. «Привет ребята! Вы узнали меня? Это я Незнайка! У моих друзей Винтика и Шпунтика сломалась машина. Я хотел помочь им ее отремонтировать. Я пошел в автомастерскую, го так и не смог подобрать нужнее детали. Может у вас это получиться. Я вам высылаю в спосылке все инструменты и запчасти. А ваша задача отыскать подходящие детали и отремонтировать машину. Помогите мне пожалуйста».

Воспитатель : Ребята как мы можем помочь незнайке? Какой предмет нам поможет найти металлические детали от машины?

Дети : ответы детей.

Ход образовательной деятельности :

1. Организационный момент

дети вместе с воспитателем встают в круг и берутся за руки.

Собрались мы вместе в круг

Ты мой друг и я – твой друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Воспитатель : Ребята сегодня я получила посылку. В ней было видеописьмо и сундучок. Давайте посмотрим это письмо. Воспитатель включает проектор , вместе с детьми смотрит видеосюжет про «Незнайку» .

Незнайка. «Привет ребята! Вы узнали меня? Это я Незнайка! У моих друзей Винтика и Шпунтика сломалась машина. Я решил помочь ее отремонтировать. Я пошел в автомастерскую, но так и не смог подобрать нужные детали. Может у вас это получиться. Я вам высылаю в посылке все инструменты и запчасти. А ваша задача отыскать подходящие детали и отремонтировать машину.

Воспитатель : Ребята как мы можем помочь незнайке? Давайте вспомним какой предмет поможет нам найти металлически детали от машины.

Дети : ответы детей.

2. Основная часть.

Воспитатель : Вы говорите, что это магнит. Много секретов в себе он хранит! Ребят давайте вспомним, что такое магнит и как им пользоваться. Где и для чего его применяют? В каких профессиях он служит помощником? (Картинки магнит и профессии на фланелеграф) .

Коробку с магнитами и лоток с бросовым материалом поставить на стол.

Ребята у меня тоже магниты и сейчас я вам раздам по 1 магниту. Попробуйте примагнитить 1 предмет и скажите где и для чего его используют. Вопросы детям? Какие именно предметы примагничивает магнит? Почему только металлические, железные? (Так как магнит это кусок камня к котором есть миллион маленьких частичек железа, в этом его способность примагничивать металлические предметы).

Воспитатель : Ребята, но не забываем о просьбе нашего друга Незнайки, давайте отыщем металлические детали от машины, которая сломалась у Винтика и Шпунтика. Я достаю все детали из посылки внимательно посмотрите и при помощи магнита найдите нужные детали. НО СНАЧАЛА ПОСМОТРИТЕ НА МАШИНУ КАКИХ ДЕТАЛЕЙ НЕ ХВАТАЕТ. Здесь рассыпаны все детали которые смогли найти наши друзья, нам нужно отыскать только металлические и только те которые помогут отремонтировать машину. Задание понятно?

Дети : При помощи магнита находят детали от железного конструктора машины, и сразу по одной детали прикручивают. Идет ремонт машины. Воспитатель помогает детям прикрутить детали машины.

Воспитатель : Вот и отремонтировали мы с вами машину. Теперь Незнайка и его друзья будут очень рады и благодарны Вам за такую помощь.

Ребята а теперь давайте проверим правильно мы отремонтировали машину или нет! Скажите мне где должна ездить машина? Правильно по дороге. Выставить дорогу. Ребята у меня как рах подходящая дорога для таких маленьких машин.

Леня подойди ко мне и попробуй приложить магнит под стеклом, но поближе к машине и потихоньку двигай магнитом. Что происходит? Машина двигается вслед за магнитом. Магнит имеет свойство притягивать через предметы, но только в том случае если сила магнит больше предмета который нужно притянуть.

3. Физминутка.

Все машины по порядку

Подъезжают на заправку

Бензовоз, мусоровоз,

с молоком молоковоз,

С хлебом свежим хлебовоз.

И тяжелый лесовоз.

4. Эксперимент.

Воспитатель : Поставить скрепки Ребята, мы не можем закончить свое занятия без нового фокуса с магнитом. Сейчас я его вам покажу. Смотрите, я беру магнит, подношу к нему скрепку, она притянулась. К этой скрепке подношу вторую, и она притянулась. Беру третью… Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я возьму первую скрепку и осторожно уберу магнит, цепочка не разваливается, почему ?

Дети : (предположения) Потому что их магнит намагнитил.

Воспитатель : Скрепки притягиваются друг к другу потому, что магнит может дарить часть своей магнитной силы железным предметам - «намагничивать» .

Дети проводят эксперимент. А теперь вы попробуйте провести точно такой же эксперимент. Проходите за столы возьмите свои магниты и попробуйте. Ребята, а у кого из Вас получилась самая длинная цепочка?

5. Итог занятия. Ребята нам пора заканчивать наше занятие и попрощаться с гостями. Какое доброе дело мы сегодня сделали. Кто нас попросил отремонтировать машину? Для кого? А теперь нужно отправить ее обратно. Пройдите к любовь Александровне она вам поможет все упаковать а я поговорю с гостями.

Ожидаемый результы :

1. Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

2. Воспитанники имеют представления детей в рамках определенной проектом темы «Магнит. Магнетизм» .

3. У дошкольников развиты умения : наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

Список литературы :

1. Волкова Е. В, Микерин С. Л., Играем в ученых, Сибирское университетское издательство, 2008 г.

2. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» , опыты и эксперименты для дошкольников, М., ТЦ «Сфера» , 2010г.

3. Дыбина О. В. «Их чего сделаны предметы» , М., ТЦ «Сфера» . 2005г.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №87»

Проект

по развитию временных представлений

у дошкольников подготовительной к школе группы

"Путешествие в страну времени"

Составитель проекта:

воспитатель

Чакий Ирина Владимировна


Бийск, 2015 год

Содержание

1. Характеристика проекта

2. Актуальность

3. Цель и задачи проекта

4.Результативность

5.Формы, методы и приёмы

6.Список литературы

7.Содержание проекта

Приложения

Характеристика проекта

Тип проекта : учебный

Вид проекта : групповой

Реализация проекта : проект рассчитан на 4 месяцев: с сентября 2015 г. по декабрь 2015г.

Этапы проекта :

Подготовительный этап: сентябрь 2015г.

Основной этап: октябрь - ноябрь 2015г.

Заключительный этап: декабрь 2015г.

Исполнители:

Дети;

Воспитатели;

Родители.

«Природа так обо всем позаботилась,

что повсюду ты находишь, чему учиться.»
Леонардо да Винчи

Актуальность

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Введение этого раздела обусловлено рядом причин. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени.

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, готовиться к школе. В повседневной жизни ребенок постоянно сталкивается с различными временными категориями, которыми пользуются взрослые в своей речи и общении, видит календарь, часы. Освоение временных понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется крайней неустойчивостью. Представления о нем возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Поэтому ознакомление лучше начинать с тех категорий, которые находят опору в личном опыте ребенка-дошкольника.

Цель : Развитие временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы.

Задачи:

Развивающие:

Развивать представление о времени.

Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории()

Формировать предпосылки поисковой деятельности, творческую активность.

Обучающие:

Дать представление об определении времени с помощью часов, календаря «Дни недели», «Месяцев года», Времен года».

Систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (времена года, части суток, дни недели, месяц, год, час с точностью до получаса и до четверти часа).

Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях в различных видах деятельности в рамках подготовки к обучению в школе (формирование предпосылок и элементов учебной деятельности).

Воспитывающие:

    Воспитывать желание «беречь» время.

Результативность :

    У воспитанниов развито представление о времени.

    Развивиты навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории.

    Сформированны предпосылки поисковой деятельности, творческой активности.

    Данны представления об определении времени с помощью часов, календаря «Дни недели», «Месяцев года», Времен года».

    Систематизированны и обобщины знания детей о временных отношениях (времена года, части суток, дни недели, месяц, год, час с точностью до получаса и до четверти часа).

    Дети научились отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях в различных видах деятельности в рамках подготовки к обучению в школе (формирование предпосылок и элементов учебной деятельности).

    Воспитанно желание «беречь» время.

Формы, методы и приемы работы:

    диагностика ориентации во времени детей;

    составление календарного плана;

    подбор подходящих дидактических игр;

    разработка конспектов занятий поданной теме;

    чтение и заучивание стихов, разгадывание загадок о временных понятиях;

    выставка художественной и методической литературы по изучению временных понятий;

    проведение конкурса

    развлечение по сказке «Двенадцать месяцев»;

    фото - коллаж;

Содержание проекта

Календарный план работы

Подготовительный этап:

Сентябрь

1. Сбор и анализ литературы по данной проблеме.

2. Поиск адекватных учебной задаче действий

3. Принятие учебной задачи

4. Разработка содержания проекта "Путешествие в страну времени"

5. Консультация для родителей «Развитие временных представлений

у дошкольников подготовительной к школе группы»

6. Диагностика детей по выявлению различных умений и навыков.

7. Подбор игр.

Основной этап

месяц

область

Название

задачи

Октябрь

Игровая,

Учебная

Знакомство с уголком времени.

Рассматривание тематических картинок: «Части суток», «Что бывает раньше – что потом», «Времена года».

Чтение «Сказка о четырех сестричках – временах года»

Игра «Лови, бросай времена года называй»

Знакомство детей с приборами для определения времени: различными видами часов и календарей. Обогащение уголка времени.

Викторина «Наш веселый календарь ».

Заучивание стихотворения С. Баруздин «Часы».

Сюжетно – ролевая игра «Семья. Распорядок дня».

Рисование «День и ночь»

Повторение и получение новых знаний о величинах времени.

Учить сопоставлять частей суток и времен года с их отличительными особенностями.

Закрепить понятия о временах года.

Учить пользоваться приборами для определения времени.

Учить определять число, месяц и день недели.

Учит распределять свое время. Воспитывать желание «беречь» время.

Закрепить понятия о частях суток.

Ноябрь

Игровая,

Учебная

Беседа «Немного истории о часах»

Чтение Й. Змай «Часы»

Рисование «Мир часов»

Игра «Заяц, заяц сколько время. »

Инд. работа с детьми (ознакомление детей с деятельностью за четверть часа, пол часа и за 1 минуту)

Занятие «Учимся определять время с помощью часов»

Опытно-экспериментальная деятельность «Опыт с часами»

Чтение Т. И. Ерофеева «В гостях у гнома-часовщика, или история о том, как не опоздать в школу»

Занятие: Отгадывание загадок о временных понятиях.

Конкурс «Сделай часы своими руками»

Познакомить детей с истории создания первых часов и дальнейшем их развитии.

Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории.

Закрепить понятие времени.

Ознакомление детей с деятельностью за четверть часа, полчаса и за 1 минуту

Научить определять время с помощью часов

Научить определять время с помощью часов

Учить распределять свое время. Воспитывать желание «беречь» время.

Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории

Развивать интерес к математике, представление о времени.

Заключительный этап

Декабрь

    Подведение итогов конкурса «Сделай часы своими руками

    Проведение развлечения «Двенадцать месяцев»

    Беседа: «Что такое время? »

    Итоговое занятие по изучению времени.

    Подведение итогов реализации проекта: сбор фотографий и оформление фото – коллажа «Вот как мы ориентируемся во времени».

Список литературы:

1. Карпухина, Н. А. Знакомство с окружающим миром. [Текст]: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Н. А. Карпухина. – Воронеж: Т. Ц. «Учитель», 2008.- 201с.