Цикл занятий для детей 2-3 лет «В гости к нам пришли матрешки»


Жиличкина Мария Юрьевна, педагог-психолог, МАДОУ детский сад № 66 «Яблонька» г. Щелково Московской области.
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию один из сценариев цикла занятий для детей 2-3 лет. Разработанная автором программа развития детей раннего возраста основана на общении и предметной деятельности, как ведущих в раннем детстве, и представляет собой систему интегрированных занятий с детьми по всем основным направлениям воспитания и развития ребенка. Программа составлена в виде сценариев цикла занятий, посвященных одной теме. Все части сценария выполняются по усмотрению воспитателя в течение дня в зависимости от эмоционального и физического состояния детей.
Структура сценария цикла занятий:
1. индивидуальная работа во время утреннего приема
2. зарядка
3. предметно-познавательная деятельность
4. конструирование
5. развитие речи
6. продуктивная деятельность (рисование или лепка)
7. знакомство с художественной литературой.
Особое внимание обращается на развитие у детей зачатков любознательности, самостоятельности, активности, инициативы. Без этих качеств невозможно развитие творческих способностей ребенка, развитие его личности.
Назначение: Данный материал будет полезен всем, кому интересны развивающие занятия с детьми раннего возраста, как в детских садах, так и в частных центрах, в домашних условиях.
Цель: Развитие детей раннего возраста.
Задачи: Учить детей действовать с двухместной матрешкой. Формировать понятия «большой», «маленький». Учить различать четыре основных цвета (красный, синий, желтый, зеленый). Учить выполнять под музыку игровые движения, соответствующие словам. Упражнять в беге, ходьбе в одном направлении. Учить детей отрывать маленькие комки пластилина от большого, раскатывать их в длину вначале ладошкой на доске, а затем между ладонями. Знакомить с деталями строительного материала, учить сооружать элементарные постройки по образцу определенного размера. Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, воображение, память, мыслительные операции. Развивать активную речь, побуждая к высказываниям. Воспитывать дружеские взаимоотношения детей, стремление помогать.
Материалы: Большая матрешка, двухместные матрешки на каждого ребенка, разноцветные платочки: синие, красные, желтые, зеленые; косынки четырех основных цветов, четыре коробки: красная, синяя, желтая, зеленая; пластилин, влажные тряпочки, карандаши для рассматривания. 7 кирпичиков и 1 призма на каждого ребенка.

1. Индивидуальная работа с детьми, действия с предметами «Матрешки»

Звучит русская народная мелодия «Как у наших у ворот». На столе стоят матрешки.
Воспитатель (обращаясь к малышу): Здравствуй, Маша. Слышишь, как весело в нашей группе? Хочешь посмотреть, кто там веселится? Пойдем, посмотрим. Вот, оказывается, кто веселится! (берет одну матрешку в руки, показывая ребенку) . Это матрешка. Посмотри, какой у нее красивый сарафан, какой яркий платок. Покажи, Машенька, где у матрешки ротик, носик, глазки. Наша матрешка танцует под веселую музыку. Покажи, как она танцует. Хочешь поиграть с матрешкой? Выбирай любую, какая тебе нравится. Аналогично проводится работа с каждым ребенком.

2. Зарядка с платочками.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие разноцветные платочки принесли матрешки. Вот красный платочек, вот синий... (показывает) . Хотите поиграть с ними? Ползите к коробке с платочками, выбирайте какой понравится.
1-е упражнение. «За платочками». Ползание в заданном направлении.
2-е упражнение. «Помаши платочком». Исходное положение: сидя, руки с платочком опущены, ноги выпрямлены. Поднять руку с платочком, помахать, опустить вниз. То же самое выполнить другой рукой (4 раза).
3-е упражнение. «Покажи платочек». Исходное положение: стоя на коленях, платочек в руке за спиной. Руки с платочком вытянуть вперед. Принять исходное положение (4 раза).
4-е упражнение. «Положи платочек». Исходное положение: стоя, руки опущены, в одной руке платочек. Присесть, положить платок перед собой. Принять исходное положение. Показать руки, сказать: «Нет платка». Присесть, взять платок. Принять исходное положение. Показать платок, сказать: «Вот платок». (4 раза).
5-е упражнение. «Весело шагаем с платочком». Ходьба с воспитателем под музыку.

3. Предметно-познавательная деятельность «Игра с матрешкой».

Воспитатель привлекает внимание детей большой яркой матрешкой.
Я веселая матрешка,
Ладушки, ладушки.
А в ушах моих сережки,
Ладушки, ладушки.
Воспитатель побуждает во время произнесения слов «ладушки, ладушки» хлопать в ладоши. Дети садятся за столы, у каждого двухместная матрешка.
Воспитатель (трясет матрешку, удивленно говорит): Что это?
Воспитатель открывает матрешку и достает из нее другую, поменьше.
Воспитатель: Была одна игрушка, а теперь две. Одна (показывает) большая - это мама-матрешка, другая (показывает) маленькая - это дочка-матрешка. Достаньте маленькую матрешку из большой. Дети выполняют действие.
Воспитатель: Поздоровайтесь со своими новыми игрушками. Здравствуйте, матрешечки! Большие матрешки пошли гулять (воспитатель ставит игрушку на стол, просит, чтобы малыши поставили большие матрешки на середину стола «на лужок»).
Воспитатель: Мамы зовут к себе дочек: «Идите к нам». Дождь пошел (воспитатель ударяет в бубен) : Мама-матрешка прячет маленькую дочку (воспитатель открывает большую игрушку, прячет в нее маленькую) . Дождь не страшен. Аналогичные действия выполняют дети.

4. Конструирование «Дома для матрешек»

Воспитатель: Ребята, матрешки просят вас построить для них домики. Для большой матрешки - большой, для маленькой - маленький.
Маленький домик строится из двух положенных друг на друга кирпичиков, а сверху ставится трехгранная призма (крыша). Большой дом строится из 4-5 кирпичиков. Дети строят домики по образцу, предложенному воспитателем. Затем в домики расселяются матрешки.

5. Игра с косынками.

В разных частях группы воспитатель расставляет 4 коробки красного, желтого, синего, зеленого цвета. Из каждой коробки выглядывают концы косынок соответствующего цвета: в красной коробке красные косынки, в синей - синие.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые коробки матрешки для вас принесли. В красной коробке лежат красные косыночки. Кто хочет украсить себя красной косыночкой? Дети достают косынки. Педагог помогает малышам повязать косыночки: девочкам на голову, мальчикам на шею. Давайте поищем в группе коробку и косынки другого цвета. Наши новые подружки, яркие матрешки, хотят, чтобы малыши были такими же нарядными, как и они. Дети разыскивают коробочки, наряжаются, любуются, смотрятся в зеркало.
Воспитатель: Вы как настоящие матрешки. Настало время спеть песенку и поплясать. Звучит белорусская народная мелодия «Вот как спляшем». Дети танцуют, повторяя движения за воспитателем.
Эх, матрешки хороши, хороши, хороши.
Вместе спляшем от души, спляшем от души.
Ручками похлопаем хлоп, хлоп, хлоп!
Ножками потопаем топ, топ, топ!
Руками помашем раз, два, три!
Вместе с вами спляшем от души!
Воспитатель: А теперь разложим косынки по местам. Красные косынки в красную коробку. Ваня, в какую коробку ты положишь косынку? (Воспитатель добивается, чтобы все дети проговорили название цвета полным предложением)

6. Лепка «Карандаши для матрешек».

Воспитатель: Матрешки очень любят рисовать и просят, чтобы мы сделали для них игрушечные карандаши из пластилина. Возьму кусочек пластилина, положу на ладошку, другой ладошкой прикрою и покатаю пластилин между ладошками. Посмотрите, какой карандаш получился. Какого он цвета? Слеплю еще один. Тебе, матрешка, нравится? Хотите (обращаясь к детям) помочь мне? Только сначала разомнем наши ручки. В красном стакане стоят красные карандаши, в зеленом - зеленые. Таня, какого цвета карандаш ты взяла? А теперь покатаем их между ладонями.

Дети садятся за столы, лепят карандаши. Воспитатель от имени матрешки наблюдает, дает советы, высказывает пожелания.

Для полноценного развития ребенка нужно ежедневно заниматься с ним. К 2-3 годам дети уже обладают многими знаниями и умениями, которые необходимо продолжать развивать, а так же учить новому.

Как и ранее, занятия следует проводить в игровой форме, чтобы крохе было интересно. Планируя занятия, чередуйте физическую и умственную деятельность, обращать внимание на то, что бы малыш развивался во всех направлениях.

Развитие творческих способностей

Занятие «Лепка»
Для лепки лучше использовать не пластилин, а тесто. Оно более пластичное и безопасное.
Научите малыша отщипывать небольшие кусочки, катать шарики, колбаски. Можно использовать формочки, с помощью которых кроха сможет сделать фигурки. Ближе к трем годам ребенка можно учить лепить простые фигурки, например, снеговика, змею. Так же с помощью теста можно делать простые аппликации. На заранее подготовленный рисунок раскладывать небольшие кусочки теста, которые сын или дочь будет разглаживать, прикрепляя к картинке в соответствии с цветом.

Занятие «Рисование»
Для рисования подходят карандаши, мелки, краски. Рисуя, малютка заодно учит цвета. Дети 2-3 лет, как правило, уже умеют рисовать линии, круги. Хорошо научить дитей изображать картинки, состоящие из этих элементов. Например, для того, чтобы малыш научился рисовать солнышко, желательно сначала показать самому, как это делается, затем нарисовать круг и несколько лучиков, а потом предложить ребенку дорисовать солнце. Скоро он научится самостоятельно рисовать. В этом возрасте нужно учить раскрашивать, не выходя за контур.
Дайте малышу большой лист бумаги и пусть ребенок рисует то, что хочется именно ему в данный момент.

Занятие «Создание аппликаций»
Аппликации можно делать из бумаги, природных материалов, крупы.

Развитие речи

Занятие с детьми 2-3 лет «Чтение»
Читая книги, необходимо обращать внимание на картинки. Почаще спрашивайте, что изображено на рисунке. Читайте стишки, в которых ребенок сможет добавлять фразы. Ближе к трем годам задавайте вопросы о прочитанной сказке. Загадывайте загадки. Давайте возможность малютке самостоятельно выбрать книгу, которую он хочет почитать.

Занятие «Театр»
Используйте фигурки людей и животных, отводя определенную роль малышу. Вначале ребенок будет подавать фигурки, называть их, постепенно произносить слова, отведенные его герою.

Занятие «Речевой аппарат»
Научите ребенка дуть пузыри, играть на дудочке, это поможет в дальнейшем в произношении слов.

Развитие памяти, логики

В этом возрасте важно закрепить и усовершенствовать знания о формах и цветах, размерах, количественных показателях. Развивайте понимание о порах года, времени суток.

Сложите в коробку предметы различной формы, цвета. Просите малютку дать только круглые предметы, затем тем только красные предметы.

Насыпьте в тарелку фасоль и боб или пуговицы различных размеров. Попросите рассортировать мелкие и крупные предметы.

Сложите в коробку различные предметы, попросите разложить отдельно фрукты, животных.

В настоящее время есть множество игр, помогающих развить память и мышление. Это всевозможные лото с формами, цветами, животными, овощами и прочими предметами, игры, в которых задание найти одинаковые предметы, найти пару, различные пазлы. Дети охотно играют в такие игры и запоминают название предметов, их признаки.

Развитие мелкой моторики

Для развития мелкой моторики подходят мозаики, пальчиковая гимнастика, застегивание замков, шнуровка, пересыпание крупы.

Развитие социальных навыков

Учите кроху выполнять домашние дела. Поиграйте, что в гости придет, например, мишка. Пусть маленький человек накроет стол, расставит чашки, нальет чай.

Попросите помочь в уборке, вытереть пыль, подмести.

Пусть малыш уложит спать любимую игрушку, причешет куклу, оденет ее.

Развитие двигательной активности

Зарядка, гимнастика, танцы помогают ребенку поддерживать физическую форму. Малыша надо научить ходить по прямой линии, через преграды, лазить по лабиринтам, прыгать.

Давайте ребенку слушать различную музыку, чтобы он понимал понятие быстро и медленно, весело и грустно.

Видео «Развивающие занятия с детьми 2-3 года»

1. Учить понятия «много – мало».

2. Ближе к трем годам - осваивать понятие «больше-меньше» (определять количество предметов в группе – каких больше, а каких меньше).

3. Учиться различать количество предметов «один» и «два». (Как минимум. Можно идти и дальше, учиться считать до 3 - 4, но не всем малышам в возрасте от 2 до 3 это по силам – учитывайте интерес ребенка и его способности).

4.Учиться сортировать предметы – по величине, по цвету, по типу (сортировать различные виды макарон, пуговицы, большие и маленькие предметы (кружочки, квадраты и т.д.)), пробовать другие виды сортировки.

5. Учиться ориентироваться в пространстве (усваивать понятия выше, ниже, право, лево).

6. Складывать самостоятельно, без помощи мамы, элементарные пазлы или разрезные картинки из 2-3-4 деталей (это умение развивается постепенно и становится более развитым ближе к трем годам, на первых порах мама помогает ребенку).

7. Учиться сопоставлять - играть в «кто что ест», «где чей домик», «где чей хвостик» (с карточками или на картинках в книгах и пособиях).

8. Играть в загадки – мама описывает в самой простой форме предмет или животное, ребенок угадывает его по описанию (например – маленький, пушистенький, с длинными белыми ушками, вот так прыгает и ест морковку, кто это? Кто говорит «му-му» и дает молоко? И т.п. Постепенно можно усложнять загадки).

9. Угадывать животное по описанию.

10. Складывать друг в друга несколько матрешек, стаканчиков.

11. Строить башенку из кубиков/стаканчиков с убывающей величиной размера:

12. Учиться сопоставлять фигуры, геометрические тела с их проекциями (блоки Дьенеша, домашние заготовки):

13. Ближе к трем годам – конструирование простых конструкций по чертежу (примерно как на картинке, но начинать лучше с двух деталей):

14. Начиная с 2,5 лет – играть в "Сложи квадрат" Никитина (на первых порах - вместе с ребенком, но очень быстро дети учатся собирать его самостоятельно):

15. Начиная с 2,5 лет – играть в сборные конструкторы-пазлы:

16. Учиться классифицировать предметы по общему признаку (например: перед ребенком раскладываются карточки с изображением игрушек, еды, животных. Малышу предлагают разложить их на соответствующие группу (например, игрушки в коробку, еду в "холодильник", животных в "домик"). На первых порах ребенок учится раскладывать предметы с активной помощью мамы. Чтобы обучение прошло успешно, лучше – долго играть с одним и тем же набором предметов (например для начала долго сортировать карточки только игрушек и еды).

Отлично для освоения этого навыка подходят карточки или деревянные игрушки "Подбери группу":

17. Классификация предметов - играть в игру «что в этой комнате?» (найди, что в этой комнате круглое? Что в этой комнате мягкое и т.п.).

18. Игры с блоками Дьенеша, с простым конструктором, другими подходящими предметами (игрушками, макаронами, пуговицами, бусинами и т.п.) по типу:

Найди предметы, фигуры такой же формы;

Найди предметы, фигуры такого же цвета;

Найди предметы, фигуры такого же размера;

Найди такие же фигуры по величине, толщине и другим признакам.

19. Игры с палочками Кюизенера.

20. Играть в «часть и целое» - "чей это хвостик", "подбери крышу к домику" и т.п.

21. Учиться находить фигуру по двум признакам (например, найди большой желтый круг (в группе предметов есть при этом и маленький желтый круг и круги других цветов), маленький красный квадрат и т.п.).

22. Ближе к трем годам (и очень индивидуально) – находить ошибки на картинках (работа с пособиями) – чего не хватает, что неправильно, какой из предметов неправильного цвета и т.п. Отлично для этого пригодятся совсем недорогие пособия серии "Умные книжки":

Изучение свойств предметов.

1. Цвета предметов.

2. Геометрические фигуры, формы.
3. Длинный-короткий.
4. Высокий – низкий.
5. Широкий-узкий.
6. Одинаковые-разные (ближе к трем годам).
7. Теплый-холодный.
8. Твердый-мягкий.
9. Гладкий-шершавый.
10. Тяжелый-легкий.
11. Вкус, запах.

Развитие внимания.

1. Играть в «Найди!» - просим ребенка найти какой-либо объект в комнате (найди, где лежит твой мишка, где находится красный кубик), на улице (смотрим через окно – найди, где гуляет собачка? Найди красную машину!), поиск на картинке в книжке и т.п. – играть можно всегда и везде. Эта игра очень простая, дети легко в нее втягиваются. При этом очень хорошо развивается внимание и умение его концентрировать.

2. Игра в «Найди пару» - более усложненный вариант, чем это было от года до двух – найди пару среди предметов которые очень похожи друг на друга. Например:

3. Найди такой же узор (пары варежек, шапочек, чашечек и блюдец, заплатки к полотенцам, крыши к домикам и т.п.):

4. Ближе к трем годам - построй башенку, домик по чертежу (начинать необходимо с 2-х деталей).

5. Игры с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера.

6. Поиск предметов по одному признаку - найди что в этой комнате красное, твердое, мягкое, круглое, большое и т.п. (играть можно в любом месте).

7. Поиск предметов по двум признакам - найди что в этой комнате большое и белое, маленькое и твердое и т.п.

8. Играть в прятки с ребенком (прятаться так, чтобы малыш легко находил, подсказывать ребенку, подзывая его голосом).

Как развивать память.

1. «Что пропало?» - запомни картинки (игрушки), разложенные на столе, угадай, какую картинку спрятала мама. Запоминание предметов проводится в игровой форме – мама рассказывает сказку о предметах, которые разложены на столе, в процессе сказки ребенок успевает хорошо запомнить ее героев. После этого мама забирает одного из них и спрашивает «кто пропал?». Подробнее о том, как играть в эту игру с совсем маленькими детьми можно прочитать .

2. Что появилось? – играем по тому же принципу, что написано в предыдущем пункте, но не прячем, а добавляем игрушки, ребенок должен определить, какую игрушку добавила мама.

3. Спрятать 3-4 игрушки вместе с ребенком. Потом попросить его их найти (ищем по памяти).

4. Попросить ребенка принести 2-3 предмета (приносим предметы по памяти).

5. Вспоминать вместе с мамой, что ребенок делал вчера, утром, какое-то время назад, какие события происходили на улице (кто сегодня гулял из друзей, какие у них были игрушки и т.п).

6. Запоминать, что нарисовано на картинке и отвечать на вопросы о том, что там было нарисовано, после того, как картинка закрыта.

7. Игра «Найди пару» с прятками – мама показывает ребенку картинку и прячет ее за спину. Просит найти такую же картинку в группе карточек (ребенок ищет парную картинку не держа ее в руке, как обычно, а по памяти):

8. Игра в «наперсточки». Берем разноцветные стаканчики, под один из них кладем игрушку. Несколько раз меняем стаканчики местами, затем просим найти - где спрятана игрушка (постепенно увеличиваем число игрушек и стаканчиков).

9. «Мемори» - игра с 2-3 карточками. Кладем перед ребенком карточки, ребенок запоминает их (чтобы ему помочь, можно рассказать сказку про героев, которые нарисованы на картинках, слушая сказку ребенок хорошо запомнит расположение карточек. «Сказка» может быть очень простой из 4-5 предложений). Переворачиваем карточки картинкой вниз - таким образом, все картинки прячутся от малыша и не видны ему. Просим ребенка найти, где лежит определенная карточка по памяти ("найди, на какой карточке нарисован мишка?"). Другой вариант "Мемори" можно .

Физическое развитие.

1. Прыгать на месте на двух ногах. Ближе к трем годам – учиться прыгать вперед (но не у всех это получается).

2. Учиться бросать и ловить мяч, бросать мяч об стенку.

3. Подбрасывать вверх воздушный шарик, мячик.

4. Держать равновесие, проходя по доске положенной на пол, по скамеечке, брусу.

5. Изображать движения животных по показу мамы.

6. Ползать (как удав, как гусеница) на животе вперед.

7. Прыгать, как зайка.

8. Изображать птичку - махать руками, бегая по комнате, приседать – «искать зернышки в травке», подпрыгивать – «взлетать».

9. Громко топать, высоко поднимая ноги, как слон.

10. Плавать, как осьминог: ложимся на спинку поднимаем руки и ноги вверх, машем руками-ногами («плаваем»).

11. Бегать быстро, медленно, на носочках.

12. Сидя на полу, стучать по полу ногами, «как по барабану».

13. Перекатываться по полу, как колобок.

14. Подпрыгивать из полуприседа, как лягушка.

15. Танцевать и заниматься логоритмикой (под музыку Железновых, других авторов).

16. Поднимать предметы с пола, нагибаясь, приседая.

17. Тянуться руками вверх, доставая предметы которые расположены высоко (предметы на высоте вытянутой руки ребенка может держать мама).

18. Передвигаться по комнате, не задевая разбросанные на полу предметы (например подушки), постепенно увеличивая темп и количество предметов.

19. Переносить крупногабаритные, но не тяжелые вещи (например, детский стульчик, легкую коробку с игрушками).

20. Ходьба по массажным поверхностям.

21. Ходьба на носочках, ближе к трем годам – на пяточках.

22. Выполнять движения в танце – ставим ногу на носочек, на пяточку.

23. Ходьба по начерченной на полу извилистой линии (или полоске бумаги) - развитие координации.

24. Подлезание под натянутой веревочкой.

25. Игра «Поймай солнечного зайчика» - играем с солнечным зайчиком, который пускает мама.

26. Коллективные игры: водить хоровод, бегать паровозиком друг за другом (дети держатся друг за друга), игры со специальным детским игровым парашютом, игры в "догонялки", "волк и зайчата" и т.п.

27. «Кошки-мышки». Пока кошка спит (воображаемая кошка или другой взрослый) – дети с мамой ходят тихо-тихо. Когда кошка просыпаются – быстро убегают в домик.

28. Висеть на турничке, кольцах, маминых руках.

29. Лазать по спортивным стенкам дома, на детских площадках.

30. Ходьба по «кочкам» (хаотично разбросанным подушечкам, книгам).

31. Лазить через туннель (покупной или сооруженный из стульев, поставленных в ряд).

32. Игры на фитболе.

33. Игра "Улиточка и домик". Ребенок становится на четвереньки. На его спину кладут подушечку. Он превращается в улиточку, которая на спине несет свой домик (подушечку). Задание для улиточки - пройти как можно дольше, не уронив свой домик (ползем на четвереньках, неся на спине подушечку).

34. Ходьба на руках:

Музыка и ритм.

1. Слушать много песенок по возрасту.

2. Учиться слушать музыку - прослушивая с мамой классические мелодии, слушать рассказ мамы "О чем нам рассказывает эта мелодия?". Такой рассказ легко придумать самостоятельно (например вот так), с его помощью у ребенка развивается умение по-настоящему слушать музыку, улавливать ее оттенки и настроение.

3. Учиться различать быструю и медленную музыку, учиться играть на шумовых музыкальных инструментах быстро и медленно.

4. Учиться различать веселую и грустную музыку.

5. Учиться различать громкую и тихую музыку, учиться играть на шумовых музыкальных инструментах громко и тихо.

6. Если есть возможность (большая семья) играть в игру «кто позвал?» (ребенок угадывает по голосу - кто его зовет).

7. Прислушиваться вместе с мамой к «звукам жизни» - как чирикают птицы, шумит автомобиль, шуршит листва и т.п.

8. Пробовать определять, откуда идет звук (например – "слышишь, птичка чирикает? Как ты думаешь, на каком дереве она сидит?").

9.Заниматься логоритмикой (под музыку Железновых, других авторов).

10. Играть на музыкальных инструментах (детских и шумовых - барабан, маракасы, бубен, ксилофон и т.п.).

11. Познакомиться с различными инструментами и их звучанием (можно просматривать вместе с ребенком ролики на ютубе, где исполнители играют классическую музыку на различных инструментах).

12. Ближе к трем годам (если ребенок увлекается песенками и помнит многие мелодии на слух) – играть в угадай мелодию – мама поет мелодию («В лесу родилась елочка», «Антошка») малыш угадывает, что это за песенка.

13. Петь песенки ребенку.

14. Танцевать – быстро, медленно, притопывать ногами, прихлопывать руками, вертеть ладошками – движение «фонарики», прыгать, в танце ставить ножки на носочек - на пяточку, стучать пяточкой по полу, стучать носочком по полу, водить хоровод, танцы с предметами – ложками (танцуем и стучим ложками по полу, друг об друга, над головой, за спиной, громко-тихо, быстро медленно), погремушками-маракасами (танцуем и аккомпанируем себе, выполняем те же движения что и с ложками), с платочками (самостоятельно и в паре с мамой.)

15. Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии. Активизировать выполнение под музыку движений, пере­дающих характер изображаемых животных.

Рисование.

1. Рисовать дорожки.

2. Рисовать кружочки.

3. Рисовать простые композиции – дождик, снег, травку, елочные украшения на елке, кружочки (которые будут мячиками, яблочками, и т.п.), рисовать палочки - ниточки у шариков, стебли (палочки) у цветочков, ручки у лопаток, иголки у ежика, травку, узоры (произвольные) на чашках, ковриках, полотенцах.

4. Рисовать вертикальные и горизонтальные линии.

5. Рисовать короткие и длинные линии.

6. Ближе к трем годам - раскрашивать картинки (некоторые преподаватели рисования против раскрашивания – они считают, что раскрашивание убивает творчество (так как ребенок не рисует самостоятельно, а работает по готовому шаблону). Решайте индивидуально - учить ребенка раскрашивать или нет).

7. Обращать внимание ребенка на выбор цвета для рисунка (травку рисуем зеленым цветом, лучики солнышка – желтым).

8. Рисовать палочкой на песке, манке, снегу.

9. Оставлять отпечатки красками при помощи штампиков, губки.

10. Учиться рисовать красками (мыть и смачивать кисточку).

11. Рисовать пальчиковыми красками.

Лепка.

1. Раскатывать пластилин, тесто прямыми и круговыми движениями кистей рук (шарики и колбаски).

2. Отламывать от большого комка маленькие комочки, сплющивать их ладонями, пальцами.

3. Соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу.

4. Просто играть с тестом и пластилином (свободное творчество).

5. Лепить комочки пластилина на бумагу (кормим курочку, делаем точки божьей коровке и т.п.).

6. Осваивать технику размазывания пластилина по бумаге.

7. Оставлять отпечатки на тесте различными предметами.

8. Вырезать из теста фигурки при помощи формочек для печенья.

9. Учиться отрезать тесто пластмассовым ножичком.

Аппликация.

1. Выполнять сюжетную аппликацию (солнышко+тучка+домик и т.п.) из 2-3 объектов.

2. Выполнять аппликацию объекта из 2-3 частей (домики (крыша+окно), грибочки (шляпка+ножка) и т.п.).

3. Аппликация из ваты (изображать облака, снег, одуванчики, овечку и т.п.).

4.Аппликация из скомканных комочков бумаги.

5. Аппликация из рваной бумаги.

Конструирование.

  1. Строить домики, заборчики, мостики, горку, гараж.
  2. Играть с «лего».
  3. Ближе к трем годам - строить домики по простому чертежу (из двух-трех деталей).
  4. Игры с блоками Дьенеша.
  5. Игры с палочками Кюизенера.

Окружающий мир.

1. Продолжить изучение домашних и диких животных, их детенышей. Узнавать простые факты о животных (где живет, что ест, характерные особенности, например, "корова дает молоко", "коза бодается" и т.п.), учить, что дают человеку домашние животные, учить названия основных частей тела животных (рога, копыта и т.п.).

2. Птицы – расширять свои знания о видах птиц, изучать основные факты о птицах (где живут, что едят, как появляется потомство, названия птенцов). Знакомится с разделением на домашние и дикие птицы (просто проговаривать это с ребенком, при изучении птиц подчеркивать, что кто-то живет рядом с человеком и приносит ему пользу, кто-то - дикая птица и живет сам по себе).

3. Насекомые – изучать самых распространенных насекомых (муравей, пчела, бабочка и т.п.); знать самые простые факты из их жизни (пчелка приносит мед, гусеница грызет листочки и т.п.), узнавать их по внешнему виду, воспитывать доброе отношение к насекомым. Подвести к пониманию, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются.

4. Познакомиться с понятием день и ночь. Пробовать различать утро, обед, вечер.

5. Познакомиться с явлениями природы: дождь, снег, ветер, радуга.

6. Познакомиться с 3-4 самыми характерными для местности деревьями, цветами.

9. Знакомится с понятием о материалах из которых сделаны окружающие предметы (бумага, дерево, камень, стекло).

10. Изучить темы:

  • Транспорт.
  • Доктор, поликлиника.
  • Магазин.
  • Семья.
  • Мир моря (обитатели, морская стихия, корабли).
  • Поезд и железная дорога, рельсы, вагоны, машинист.
  • Рыбка, аквариум, подводный мир. (Понаблюдать за рыбками, отмечать их особенности («Имеет хвостик, глазки, рот, живет в воде»).
  • Город.

11. Труд взрослых.Учить различать некоторые трудовые действия. Воспитывать чувство уважения к труду мамы, других людей.

12. Обобщение темы "Человек" - строение, части тела, (по желанию родителей - элементарные знания о внутренних органах), здоровье, беседа о необходимости гигиены.

13. Техника в доме, электроприборы. Правила безопасности обращения с электричеством (розетки, вилки электроприборов).

14. Профессии. (В этом возрасте лучше изучать профессии без отрыва от общей темы. Например учим тему «транспорт» - попутно изучаем профессии водитель, пилот и т.п. Учим тему «доктор, здоровье» - изучаем профессию врач, медсестра и т.п.).

15. Если в возрасте от 2 до 3 вы планируете отдать ребенка в детский сад – уделите внимание знакомству малыша с темой садика, проговорите и проиграйте самые важные моменты – самостоятельность, расставание и встреча с мамой, самостоятельный сон, режим, уважение к воспитателям и т.п.

Развитие на прогулке.

1. Правила дорожного движения: познакомить ребенка с правилами перехода через дорогу, объяснить опасность невнимательного поведения на дороге. Объяснить, что тротуар - для людей, дорога - для машин. Обсуждать правила безопасного перехода через проезжую часть (светофор, зебра). Развивать у детей наблюдательность, умение правильно оценивать дви­жение на дороге (учиться проверять, можно ли переходить дорогу, оценивать как двигаются машины - быстро - медленно, объяснять, что мы переходим дорогу только тогда, когда машин нет или они далеко). Учить переходить дорогу только со взрослым, не выбегать на проезжую часть.

2. Учить ориентироваться в пространстве (изучать применение таких слов как «туда», «сюда», «здесь», «там», «направо», «налево», «далеко», «близко», «возле»), изучать предлоги места.

3. В домике на площадке играть в простые сказки, в которых присутствует домик: «Заюшкина избушка», «Теремок», «Волк и семеро козлят». Побуждать ребенка рассказывать сказку вместе со взрослым (договаривать предложения, вставлять знакомые слова), в простой форме изображать и произносить реплики героев сказки (быть зайчиком, мышкой и т.п.). Поиграть в то, как луч­ше встретить вечером папу, вернувшегося с работы (либо дру­гого родного человека), что ему сказать.

4. Изучать растительность – цветы, деревья, траву, кусты (названия и отличия). Учиться различать дерево и куст. Изучать части растений (лист, ствол и т.п.). Следить за сезонными изменениями природы (листья желтые, опали, деревья голые, появились почки и т.п.). Учить бережному отношению к растениям. Поливать деревья, цветы из лейки.

5. На примере деревьев, травы, кустов, веточек изучать понятия «толстый-тонкий», «большой-маленький», «много-мало», «высокий-низкий».

6. Транспорт: различать виды транспорта, различать виды (грузовой, легко­вой) и части автомобиля (кабина, руль, колесо).

7. В непринужденной форме побуждать ребенка отвечать на вопрос: «Что это?» предложением, состоящим из нескольких слов (для детей, уже начавших активно осваивать фразовую речь).

8. Солнышко: беседовать на тему о том, что для жизни на земле нужно солнце, что солнце помогает расти растениям, согревает все живое на земле. Наблюдать за солнцем (спряталось за тучи, яркое, тусклое, садится, встает, закат).

9. Небо: наблюдать за изменениями в небе – облака, пасмурное, облачное, ясное, хмурое, чистое, небо ночью.

10. Наблюдать за луной.

11. Отвечать на вопросы: Что сделали тучи? (Закрыли солнце.) Что делает солнце? (Светит.) и т.п.

12. Используя природные материалы (камешки, веточки) и объекты окружающего мира (деревья, машины и т.п.) изучать понятия «толстый-тонкий», «большой-маленький», «много-мало», «высокий-низкий», «твердый-мягкий», «теплый-холодный», «самый» («самый высокий, самый низкий»), цвета, свойства предметов и т.п.

13. Развивать словарный запас – обсуждать различные объекты, встречаемые на улице (животные, птицы, растения, люди, транспорт, постройки, подъезд, лифт и т.п.). Называть качества этих объектов, рассказывать, зачем они нужны.

14. Обсуждать необходимость поддержания чистоты на улице, в подъезде, бережное отношение к окружающей среде и чистоте двора, улицы, подъезда.

15. Играть с песком. Обратить внимание на свой­ства песка: сухой, рассыпается; если полить (или он после дож­дя) - становится влажным, и из него можно лепить «пирожки».

16. Играть со снегом.

17. Играть с лужами (кидать камушки, засыпать песком, раскапывать, играть с водой, строить каналы, пускать кораблики, изучать свойство предметов «тонет - не тонет») – по желанию родителей.

18. Пускать солнечного зайчика, ловить его.

19. Времена года: рассказывать об изменениях природы, об изменениях в жизни людей, животных, птиц.

20. Дома: уточнять названия разных домов и строений, изучать части дома (окно, подъезд и т.п.).

21. Проговаривать на улице различные речевые темы, интересные ребенку (животные, птицы, детеныши и т.п.).

22. В свободное от игр время учить стихи.

23. Строители и рабочие: по возможности наблюдать за трудом взрослых на строительных площадках, рабочих различных служб. Называть и обсуждать их трудовые действия, учить названия профессий, обсуждать важность их труда, рассматривать и запоминать названия их оборудования и инструментов.

Развитие речи.

Все приведенные ниже способы развития подходят для детей которые уже начали говорить отдельные слова (пускай даже на своем "детском" языке - это нормальный этап развития, который проходит большинство детей). Если ваш ребенок пока не спешит разговаривать, возможно вам лучше применять приемы по развитию речи, которые опубликованы .

Развитие речи у детей от 2 до 3 лет:

1. Развивать умение отвечать на вопросы взрослого о том, что изображено на картинке (в очень упрощенной форме), о том, что происходит вокруг – дома, на улице.

2. Много общаться с ребенком по поводу всех ситуаций и событий, которые происходят в его жизни (пополнять пассивный словарный запас).

4. После прочтения книг обсуждать с ребенком на самом простом уровне прочитанное.

5. Вместе рассказывать знакомые ребенку сказки («жили были дед… и кто еще жил? правильно! Баба! А кто у них был? Кто говорит ко-ко? Правильно! Молодец! Курочка Ряба!).

6. Разыгрывать с ребенком простые сказки (например, «Теремок» - ребенок может быть мышкой, сидящей в домике и впускающей остальных зверей). По ходу игры побуждать ребенка к тому, чтобы он выполнял различные действия (открывать-закрывать дверь, махать ручкой на приветствие – прощание, говорить простые слова и фразы или звукоподражания («пи-пи!», «ко-ко»).

7. Слушать песенки.

8. Учить прилагательные: часто употреблять их в беседе с ребенком, описывая предметы. Играть в игру «какой?» (задавать вопрос «какой он?» в отношении предметов, которыми интересуется ребенок, отвечать на этот вопрос, побуждать ребенка, чтобы он сам придумывал ответ (если малыш вспомнит хотя бы одно прилагательное, это уже хорошо!).

9. Изучать различные предлоги (около, у, за и т.п.) и наречия, употребляемые для ориентации в пространстве (далеко, близко, выше, ниже, право, лево и т.п.), местоимения (там, тут), слова для сравнения (такой же, другой).

10. При изучении различных лексических тем обращать внимание на то, из каких частей состоят предметы и объекты (например – дом состоит из крыши, окна, дверей и т.п.).

Артикуляция.

Моторика (общая и мелкая).

1. Заниматься пальчиковой гимнастикой.
2. Заниматься лепкой, рисованием, аппликацией, творчеством.
3. Играть с рамками-вкладышами.
4. Учиться расстегивать пуговицы, молнию, кнопки (если есть интерес и получается – то и застегивать их).
5. Застегивать – расстегивать липучки (на ботинках, куртке, в развивающих игрушках).
6. Снимать носки, шапку, перчатки, учиться снимать и одевать другую одежду.
7. Пересыпать/переливать крупу/воду в разные сосуды, учиться пользоваться для пересыпания/ переливания воронкой, кувшинчиком, чайничком от детской посудки, лейкой.
8. Играть с наклейками.
9. Учиться мыть руки (акцент на слове «учиться», побуждать к освоению навыка, но не заставлять), в том числе включать-выключать кран (если конструкция крана позволяет это сделать легко), намыливать руки, выдавливать жидкое мыло из бутылочки.
10. Вылавливать округлые предметы (шарики, контейнеры от киндеров) в блюде с водой ложкой или ситечком и складывать их в сухой стакан.
11. Вылавливать округлые предметы (шарики, контейнеры от киндеров) из стакана.
12. Взбивать мыльную пену венчиком (в воду добавляется несколько капель моющего средства или шампуня).
13. Набирать и переливать воду с помощью клизмы или пипетки .

14. Учиться собирать воду губкой и отжимать ее.

15. Комкать бумагу (делать круглые комочки) и проталкивать полученные комочки в бутылку, баночку с узким горлышком.
16. Составлять узоры из палочек, макарон, камешков, фасоли:

17. Играть с прищепками.

18. Играть с палочками Кюизенера, блоками Дьенеша.

19. Играть со шнуровками.
20. Играть с мозайкой, «Лего», другими конструкторами.
21. Ближе к трем годам можно начинать учиться обводить по точкам (если у ребенка есть желание, и процесс обучения проходит легко). Обводить очень простые линии – различные дорожки, линии прямые или с небольшим изгибом.
22. Перекладывать бусины и другие мелкие предметы пинцетом.
23. Подбирать крышечки к бутылочкам, баночкам. Откручивать и закручивать крышечки.
24. Опускать мелкие предметы (например, пуговицы, бусины) в узкий цилиндр, узкое отверстие.
25. Некоторые игрушки для развития моторики (самостоятельное развитие в игре):

Логический квадрат:

Шнуровки:

Разрезные овощи и фрукты:

Медвежата:

Рыбалка:

По прежнему актуальны для развития мелкой моторики различные пирамидки, рамки-вкладыши, соретры и др.

Развитие сенсорики.

1. Ощупывать предметы различной фактуры, обсуждать их свойства.

2. Играть в «найди пару» с кусочками материалов разной фактуры (на рисунке - пособие "завези каждую машину в свой гараж". Для выполнения задания ребенок сравнивает различную фактуру белых материалов – мягкая бумага, твердый картон, ватный диск, белый трикотаж):

3. Ближе к 3-м годам - определять предметы на ощупь (вытаскивать из мешочка, не глядя, по заданию мамы фигуры, овощи, фрукты, игрушки, определять на ощупь, что за предмет лежит в мешочке и т.п.).

4. Знакомиться со вкусами, запахами, играть в игры «найди такой же вкус, запах».

Взаимодействие со сверстниками.

1. Обращать внимание ребенка на других детей, пробуждать интерес и симпатию к детям (какая хорошая девочка! Она такая же малышка как и ты! Давай с ней познакомимся! Как тебя зовут?).

2. Знакомиться на площадке с другими детьми, побуждать к совместным играм – вместе строить и ломать куличики, и т.п. В этом возрасте дети не смогут играть самостоятельно – взаимодействовать и играть вместе им будет помогать мама. Такие игры и социализация особенно важны, если ребенок в скором времени пойдет в детский сад.

3. Учить меняться, уважать собственность другого, уважать свое право играть со своей игрушкой.

4. Учить жалеть и сопереживать горю другого (пожалеть мальчика, который упал и плачет и т.п.).

Бытовые навыки и самообслуживание.

Все указанные ниже навыки очень индивидуальные. Малыша лучше подталкивать, побуждать к их освоению, хвалить за успехи, но не заставлять их выполнять через силу.

1. Мыть руки, умываться, пользоваться полотенцем - с помощью мамы (в том числе включать и выключать воду (если конструкция крана не слишком сложная), намыливать мыло, выдавливать жидкое мыло из флакона).

2. Вместе с мамой убирать за собой стол после еды.

3. Вытирать разлившуюся жидкость губкой.

4. Самостоятельно есть густую пищу.

5. Ближе к трем годам учить самостоятельно одевать и снимать одежду. Трудные элементы (сильно облегающую одежду, молнии, крючки и т.п.) застегивать, расстегивать вместе с мамой.

6. Поливать цветы (идеально – летом на улице из лейки).

7. Ближе к трем годам – складывать свою одежду (учиться).

8. Убирать игрушки на место (учиться, вместе с мамой, по просьбе мамы, большинство детей не может в этом возрасте убирать игрушки самостоятельно и по собственному желанию).

9. Помогать маме по хозяйству: вместе готовить (мыть крупу, овощи, набирать ложкой ингредиенты для блюда и т.п.), что-то мыть, убирать и т.п. Заинтересовать ребенка домашним трудом будет намного легче, если поручать малышу то, что будет по-настоящему интересно для него.

10. Если вы планируете отдать ребенка в детский сад, то заблаговременно (минимум за полгода) начните приучать ребенка к нужным навыкам – одеваться-раздеваться, умываться, особенно важно – тщательно мыть руки и вытирать их полотенцем, самостоятельно есть. Не откладывайте обучение на последний момент – чудес не бывает – чтобы обучиться этим умениям потребуется достаточно времени. Адаптация ребенка в детском саду пройдет намного легче, если у ребенка не будет возникать проблем при самообслуживании.

Развитие желания заниматься и развиваться.

1. Хвалить за успехи.
2. Не ругать за неуспехи и нежелание заниматься (со временем все обязательно получится, просто может не сейчас и не сегодня, а если и не получится никогда – стоит ли из-за этого расстраиваться?).
3. Заниматься тем, что интересно ребёнку . Любой навык (внимание, логику, моторику) можно развивать бесчисленным количеством упражнений. Среди них вполне можно найти то, что больше всего понравится вашему малышу (например, если ребенок не любит пальчиковую гимнастику, вполне успешно можно заменить это лепкой и рисованием, не любит слушать чтение – заменить это живым общением и т.п.)
4. Заниматься развитием тогда, когда хочет и может ребенок (иногда бывает, что мы приступаем к развивающим играм после того, как переделаем домашние дела и другую работу, а к тому времени малыш уже наигрался, устал и больше хочет отдохнуть и расслабиться, а не выполнять сложные задания).
5. Преподносить развивающие игры и занятия в игровой форме.
6. Заниматься тем, что по силам ребенку – у каждого свои склонности и способности. Кто-то с удовольствием и долго сидит возле мамы и с интересом слушает книжку, кого-то хватает только на 10 минут – и в этом нет ничего страшного, наверняка он хорошо справляется с другими делами. Кто-то легко считает и выполняет задачи на логику и внимание, кто-то этого не делает, зато хорошо рисует. Кто-то не рисует, не любит чтение, кажется вообще ничего не любит, зато намного лучше других делает вещи, которые лежат вне сферы раннего развития (например, во много раз добрее и нежнее своих сверстников, инициативнее и ответственнее, быстрее и стремительней и т.п.).

7. Занятие ранним развитием происходит намного проще и веселее, если адекватно оценивать способности ребенка и «не бежать впереди паровоза», выполнять задания, которые будут по силам малышу, даже если все стальные сверстники (как правило, эти «все» при ближнем рассмотрении оказываются далеко не большинством) ушли намного дальше.

Кризис трех лет.

Ближе к трем годам у большинства детей начинается кризис трех лет. Это сложный период как для малыша, так и для мамы. Общий совет всех психологов и педагогов для этого непростого времени такой – это трудно, но когда-нибудь все закончится, "кризис трех лет" надо просто пережить. Подготовьтесь заранее к этому кризисному периоду жизни – почитайте литературу, понаблюдайте за «сложным» поведением более старших детей в этом возрасте.

Многие детки в этот период отказываются заниматься вместе с мамой ранним развитием. Если вы заметили это у своего малыша – это не значит, что эпоха развивающих игр и занятий для вас закончилась. Просто постарайтесь настроиться на волну ребенка и подумать – а что ему сейчас действительно интересно? Что можно ему предложить такое, что поразит его до глубины души и крайне заинтересует? Возможно своим нежеланием заниматься ребенок подсказывает вам, что он уже вырос и хочет сам решать, что ему делать в тот или иной момент.

Кризис трех лет - это серьезное испытание для связи "мама-ребенок", для умения и желания мамы принимать ребенка таким, какой он есть. Если вам становится все сложнее с малышом, который вчера был ангелом – знайте, это не ребенок испортился. Это необходимый этап его развития, от которого страдает не только мама, но и сам малыш. Старайтесь не обижаться и не злиться на малыша, и помочь себе и ребенку справиться с трудностями и выйти из этого периода по прежнему любящими и понимающими друг друга близкими людьми. Хороших методов и способов, которые смогут вам помочь достаточно много – не сдавайтесь и ищите выходы из самых сложных ситуаций. Помните, что нам посылают тех детей, которых мы способны вырастить счастливыми и полюбить всем сердцем.

Удачи Вам в развитии и воспитании ваших детей. Пускай они растут здоровыми и счастливыми!

Нравится

В два года ребенок становится полноценным собеседником, активным и подвижным исследователем окружающего мира. Хорошим подспорьем в познании нового становятся развивающие игры для детей 2 лет.

Знания и навыки двухлетнего ребенка

Любой ребенок особенный, его развитие проходит индивидуально. Поэтому нельзя сопоставлять уровень умений карапуза и его сверстников. Один ребенок преуспевает в двигательной активности, другой успешно демонстрирует творческие задатки. Однако примерный перечень навыков, которыми владеет ребенок в двухлетнем возрасте, все же существует.

  • Опорно-двигательный аппарат. Кроха уже умеет ходить, бегать, прыгать, ходить спиной вперед, балансировать на узком участке дороги, двигаться вверх-вниз по лестнице, пинать мяч.
  • Моторика рук. Ребенок строит пирамидки, умеет обращаться с ножницами, рисует «каляки».
  • Мышление, восприятие, память, речь. Малыш танцует в такт мелодии, способен совершить алгоритм до 3 действий, выполняет просьбы, рассказывает стихи и сказки. Словарный запас карапуза невелик: 150-300 слов. Он говорит короткими предложениями.
  • Социализация. Ребенок активно взаимодействует с внешним миром: он моет руки, почти сам одевается, ест ложкой, пьет из кружки, сидит на горшке, помогает родителям, пытается общаться с другими детьми.

Если ваш двухлетний карапуз еще не готов выполнять все вышеперечисленные действия, не стоит впадать в панику. Просто уделите больше внимания работе над выявленными пробелами в знаниях. В этом возрасте дети схватывают на лету любой материал, достаточно нескольких уроков.

Любимые игры двухлетних малышей

Увлекательное занятие придумать легко – достаточно учитывать интересы детей этого возраста. При этом игры мальчиков мало чем отличаются от игр девочек.

Среди самых распространенных развивашек для 2 лет можно выделить следующие.

  • Игра в мяч. С мячом можно играть не только на улице, но и дома. Катаем мяч друг другу, постепенно добавляя подбрасывания. Со временем простые движения перерастут в игру «Съедобное-несъедобное».
  • Лазание. Карапузы любят преодолевать препятствия, кататься с горки, подниматься по лесенке. Если дома нет шведской стенки, малыш выбросит энергию на детской площадке во дворе.
  • Пальчиковые игры. Ребенок рисует руками, красками и карандашами, лепит из пластилина, вырезает аппликации своими руками.
  • Ролевые игры. Игры со взрослыми, например «Дочки-матери», «Больница», «Магазин», помогают развить речь и поддерживают правильный эмоциональный контакт с мамой.
  • Игры с кубиками, пирамидками. Подобные игры развивают координацию, мелкую моторику рук, логическое мышление.
  • Мамин помощник. Дети третьего года жизни любят принимать участие в повседневных делах, копируя действия родителей.

Психологи убеждены, что для ребенка важен не характер игры, а участие в ней близких людей. Малыш лишь учится быть самостоятельным, он по-прежнему чувствует себя комфортнее рядом с мамой и папой.

Занятия в соответствии с возрастом

Развитие ребенка – непрерывный процесс. Его успешность обеспечивается активным участием родителей в проведении занятий, игр и упражнений. На импровизированных уроках ребенок расширяет свой словарный запас, формирует восприятие, логику, память и внимание, развивает творческие способности, тренирует силу и выносливость. Основные условия проведения занятий – хорошее настроение малыша и строгие временные рамки (10 минут).

Любое задание выполняется в непринужденной игровой форме. Нельзя заставить малыша учиться, можно лишь мотивировать его новым развлечением.

  • Для увеличения словарного запаса нужно больше читать малышу. Чтение должно быть четким, внятным. Интонация — плавной, но не монотонной. Во время чтения вовлекайте малыша в разговор. Например: «Собачка нарисована. Собачка бежит. Ванечка, куда бежит собачка?» Та же методика используется при просмотре мультфильма по телевизору или на компьютере.
  • Для развития речи проводят артикуляционную гимнастику. Такая гимнастика может сочетаться с упражнениями при задержки речевого развития (ЗРР), назначенными лечащим врачом. В случае отставания от сверстников применяют упражнения-недопонималки (родитель делает вид, что не понимает жесты малыша, вынуждая его произносить слова) и игры для развития мелкой моторики рук.
  • Азы арифметики и геометрии закладываются в возрасте двух лет. Начните с изучения фигур от простого к сложному. Затем освойте счет до 10. К примеру: «Посмотри, вот 2 желтых треугольника и 1 красный квадрат». Малыш заодно познакомится с цветовой гаммой. Используйте 3-4 цвета. Когда ребенок перестанет в них путаться, приступите к изучению дополнительных оттенков. Так, играя с кубиками, предложите подать вам тот, что синего цвета. Для закрепления результата отсортируйте с карапузом игрушки по цветам. Не заставляйте их называть. Главная задача – создать соответствие зрительного образа звуковой оболочке слова. Следующий шаг – изучение размеров. Ребенок научится определять, большая, средняя или маленькая машина проехала.
  • Для улучшения памяти подойдут игры с перестановкой и исчезновением игрушек. Попросите малыша вернуть все обратно или определить, что поменялось.
  • Творческие занятия формируют воображение . Не ограничивайте ребенка в действиях. Пусть он нарисует или слепит из пластилина и теста ту фигуру, которую придумал. Так он самовыражается.
  • Наряду с классическими занятиями можно внести нотку креатива в эстетическое развитие малыша. Попробуйте приобщить его к кляксографии – рисованию красками с помощью камней. Камень причудливой формы опускается в краску и прикладывается к бумаге. Малыш пытается проявить фантазию и определить, на что похож этот след. Рисование парафином поначалу не вызывает интереса, ведь на картинке не остается следов от детских художеств. Но стоит лишь покрыть бумагу акварелью, как появляется полноценный рисунок.
  • Развивалки детей должны включать в себя и двигательную активность. Физические упражнения развиваю ловкость, хорошую координацию, укрепляют здоровье. Дома выполняйте утреннюю гимнастику, на улице больше бегайте и играйте в подвижные игры.
  • Для развития чувства музыки и ритма включайте ребенку тематические детские песни и классические композиции. Мелодии побуждают малыша потанцевать. Разучите несколько простых и веселых движений.

В 2 года ребенок уже знает основных животных, некоторые растения, времена года, названия ряда предметов. Задача любого вспомогательного материала – продолжить начатое развитие, расширить детский кругозор.

Книги для 2-летнего ребенка делятся на несколько типов:

  • сказки;
  • стихотворения;
  • рассказы о природе;
  • развивающие книги.

О последних стоит рассказать поподробнее. Сегодня полки книжных магазинов удивляют разнообразием развивашек для самых маленьких. Предлагаем вашему вниманию перечень самых популярных из них.

  • «Умные книжки» от автора Ольги Земцовой радуют родителей демократичной ценой. Серия направлена на развитие кругозора, интеллектуальных и творческих способностей. Возраст детей – от 1 до 6 лет. Кроме тонких журналов в серии есть массивные книги.
  • «Дошкольная мозаика» — второе широко известное творение Ольги Земцовой. Преимущество – яркий дизайн и наличие наклеек с заданиями. Возраст для обучения – от 2 до 6 лет.
  • «Школа Семи Гномов» — самое популярное издание для развития малышей, созданное признанными педагогами и психологами. Возраст – от рождения до поступления в школу. Годовой курс представляет собой 12 брошюр с дидактическими играми для комплексного развития ребенка в соответствие с возрастом.
  • «Новый Ребенок — Гений с Пеленок» автора Елены Янушко представляет собой многоразовые альбомы для творчества.

Примеры развивающих игр

Поиграйте в эти игры со своим малышом, и вы увидите их пользу уже через несколько занятий.

  • «Матрешки». Расставьте матрешек по цвету и размеру. Дайте им имена. Обсудите с малышом, чем матрешка Маша отличается от матрешки Тани. Спросите, какого они цвета, какая больше. Перемешайте игрушки. Попробуйте восстановить логический ряд.
  • «Бусики». Перед игрой выполняем заготовку: нанизываем на нитку макароны и связываем два ее конца. Получаются бусы. Показываем технику изготовления малышу и предлагаем сделать такое же ожерелье.
  • «Топотушки». Мама похлопывает подушечками пальцев по телу ребенка от макушки до пяточек, читая стих:

Две хорошенькие хрюши

Взяли разом топотуши,

И ушли гулять скорей,

Бегать, прыгать веселей!

Параллельно она называет части тела, по которым хлопает. Кроха обязательно постарается «повторить маршрут».

  • «Яблочки». Положите на стол 3 яблока. Пересчитайте их вместе. Попросите ребенка закрыть глаза и спрячьте 1 яблоко. Спросите кроху, сколько яблок пропало и сколько осталось.
  • «Магазин». Скажите, что трактору нужно отвезти в один магазин только круги, а в другой — только квадраты (или в один – красные игрушки, в другой – зеленые). Загружайте машину игрушками одной формы или цвета и везите «в магазин».

Фантазия детей и их родителей безгранична. Придумывая интересные и разнообразные развивающие игры, не забудьте, что не следует переутомлять ребенка или давать ему слишком трудные задания.

Иногда маме кажется, что все игры с ребенком переиграны, а занятия переделаны и трудно придумать чем бы еще занять ребенка дома. Специально для таких случаев мы сделали эту подборку.

Идеи развивающих игр и занятий для детей 2 – 3 лет

В возрасте от года и до трех – четырех лет основным видом деятельности ребенка является игра. Через игру ребенок познает окружающий мир. Поэтому любое развивающее занятие с ребенком 2-3 лет стоит организовывать именно в виде игры.

Игры, направленные на физическое развитие и выплеск детской энергии

Некоторые из игр можно проводить дома, а некоторые отлично подойдут и для детской прогулки.

  • Ходьба по кривой дорожке, бревнышку, горке или кочкам;
  • Бег – догонялки, салочки, бег с препятствиями или по заданному маршруту;
  • Прыжки через скакалку, препятствия, воображаемый ручеек или в классики;
  • Лазанье через импровизированные тоннели, по дивану или по спортивной стенке;
  • Хороводы и танцы;
  • Игра в прятки или жмурки;
  • Зарядка игровая или со стихами;
  • Катание на велосипеде, самокате или беговеле;

Игры на развитие мелкой моторики

У нас на блоге уже есть отдельная статья – , поэтому здесь приведем всего несколько основных и самых простых вариантов игр.

Все эти игры необходимо проводить под контролем взрослых!

  • Трогаем и перебираем различные предметы – пуговицы, застежки, камушки, ракушки, природные материалы. Очень нравятся деткам игра с сенсорными коробочками.
  • Учимся застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, молнии, кнопки, петельки;
  • Играем с различными вкладышами и сортерами;
  • Что-то рвем. Можно пробовать рвать цветную бумагу, а затем из кусочков сделать аппликацию;
  • Играем с фасолинами, макаронами, крупами. Их можно сыпать, пересыпать руками или ложкой, а также с использованием воронок рассыпать по баночкам, делать поделки;
  • Он же может стать неплохой основной для сенсорных коробочек;
  • Готовим вместе различные блюда – выпечка, салаты, бутербродики, чай;
  • Играем , кубиками, блоками, ;
  • Играем в пальчиковые игры – способствуют и развитию моторики, и развитию речи.

Творческие занятия с детьми от года до трех

  • Рисуем – красками акварельными, гуашью, пальчиковыми красками, восковыми мелками;
  • Лепим из пластилина или теста;
  • Делаем различные аппликации – из вырезанных картинок и фигур, рваных кусочков, круп и макарон;
  • Учимся держать в руках и рисовать фломастерами, карандашами, ручками;
  • Учимся держать в руках детские ножницы и резать бумагу по прямой, по плавным дугам, по сложным фигурам;
  • Собираем и делаем поделки из природных материалов;
  • Учимся обводить различные предметы и формы;
  • Делаем “поделки” из подручных материалов – домики для кукол, гаражи для машинок, папье-маше.

Учим детей играть в простые сюжетно-ролевые игры

  • Дочки-матери – покормить, одеть, искупать, положить спать, полечить. Объектами игры могут быть куклы, мягкие игрушки, а для мальчиков и машинки;
  • Играем в магазин;
  • Играем в парикмахерскую;
  • Играем во врача;
  • Играем с машинками и другими видами транспорта – гонки, перевозка пассажиров, перевозка грузов и т.п.

Тренируем память и логику, учим цвета, формы, объем

  • Игры с карточками и предметами: что лишнее, что дорисовано, чем отличается, что убрали, что изменилось, найти пару, найти похожую, покормить животных, распределить домики;
  • Составляем последовательности из кубиков, бусин, карточек;
  • Играем в домино и лото;
  • Собираем пазлы и разрезные картинки;
  • Учимся сопоставлять по разным признакам. Ищем в доме предметы похожие на определенные фигуры или определенного цвета.

Читаем, считаем и развиваем речь

  • Учим цифры, буквы, слоги. Пробуем писать их на листе бумаги или доске;
  • Считаем предметы, сопоставляем цифры с количеством;
  • Читаем и учим детские стихи;
  • Читаем рассказы с ошибками и наводящими вопроса стимулируем ребенка продолжать рассказ;
  • Загадываем и отгадываем загадки. Для самых маленьких это может быть просьба найти в комнате какой то предмет, подходящий под описание;
  • Рассматриваем книги с картинками, читаем рассказы и стихи, слушаем аудиосказки, смотрим диафильмы.

Изучаем с малышами окружающий мир

  • Изучаем семью – кто есть кто, кто кому кем приходится, рассматриваем фотографии, рассказываем о членах семьи, общаемся по телефону или видео-звонком на компьютере;
  • Изучаем животных какие животные есть, как называются детеныши, где живут, что едят, что дают, какие звуки издают, как выглядят (картинки, презентации, сказки, постановки);
  • Смотрим Календарь, изучаем время, обсуждаем погоду и погодные явления, времена года, дни недели, праздники;
  • Выращивать растения в саду или на подоконнике дома;
  • Ходим гулять и кормить птиц;
  • Изучаем свет и тени, можно попробовать устроить дома театр теней;
  • Устраиваем кукольный театр, настольный театр по сказкам;
  • Вместе моем посуду, пол, подметаем или пылесосим, протираем пыль;
  • Изучаем различные предметы и их назначение в доме и на улице;
  • Изучаем свойства предметов: съедобное -не съедобное, тяжелое-легкое, большое-маленькое, твердое-мягкое и т.д.;
  • Изучаем противоположности: мокрый-сухой, холодный-горячий, длинный-короткий;
  • Проводим простые домашние эксперименты: превращаем воду в лед, наблюдаем как лед тает в воде, как соль и сахар растворяются в воде, лед в воде, сахар в воде, что происходит при смешивании различных цветов красок;
  • Изучаем карты, разговариваем про другие города, страны, про планеты и космос;
  • Проводим вместе различные измерения: высота, длина, вес, объем.

Мы собрали более 50 игр и занятий, которые помогут развивать ребенка в 7 различных направлениях. Если выбирать и организовывать хотя бы по 1 занятию в день из каждого направления на 10-20 минут, то ваш день с ребенком станет значительно разнообразнее и веселее. А еще вы удивитесь, когда начнете открывать что-то новое и для себя 🙂

Эти простые, не требующие особой подготовки занятия помогут вам развивать ребенка гармонично и разнообразно.